Форум » Религия, философия, мировоззрение » Часть 3: бывшая тема о Нью-Эйдже, превратившаяся в тему о христианских и не очень религиях » Ответить

Часть 3: бывшая тема о Нью-Эйдже, превратившаяся в тему о христианских и не очень религиях

Aelia: Продолжаем разговор.

Ответов - 3

Aelia: цитатаНу это собственно мне знакомо.... Но логика какая то странная... Скорее политический раздел вызванный религиозными войнами способствовал росту сословия «городских предпринимателей» а не некие религиозные или этические нюансы... Нет, нет, Вебер связывает становление капитализма именно с протестантской этикой. Я попробую воспроизвести его рассуждения; правда, читала я давно, уже могла что-то забыть. В протестантской картине мира важную роль играют концепции божественного предопределения, профессионального призвания и аскезы, и именно эти три составные части лежат в истоках капитализма. Концепция божествененого предопределения имеет вид достьаточно жутковатый. Она заключается в том, что Бог еще до создания мира в своих помыслах разделил все человечество на две категории. Часть людей после смерти будет спасена и попадет в рай, другая часть попадет в ад и будет обречена на вечные муки. Причем это случится совершенно независимо от каких-то конкретных действий этих людей, а просто потому что такова воля Бога. Человек должен выполнять божественные заповеди и жить по законам Бога не ради будущего спасения (его спасение или гибель уже предопределены до его рождения и никак не зависят от его поведения), а просто потому что таков его долг перед творцом мира и Абсолютом. При этом он не имеет права сомневаться в божественном милосердии. Вместе с тем, чисто психологически у верующего человека существует сильнейшая потребность как-то убедиться в собственном избранничестве. Тут появляется концепция профессионального призвания и профессионального успеха, который может служить доказательством избранности. Человек должен выполнять свое предназначение в этом мире. Предназначение его заключается не в том, чтобы заниматься мистическим созерцанием и постигать божественную истину, а в том, чтобы трудиться – каждому на своем месте. Чем лучше человек понимает и реализует свое предназначение, тем большего профессионального успеха добивается. А профессиональный успех измеряется размером прибыли (разумеется, если эта прибыль получена законным и моральным путем; прибыль грабителя с большой дороги в счет не идет). Таким образом, человек стремится заработать как можно больше денег, чтобы получить доказательство того, что успешно исполняет свое призвание. При этом он ни в коем случае не должен тратить их на какие-то земные удовольствия (это как раз в протестантизме категорически не приветствуется, гораздо строже, чем в католичестве). Он должен пускать полученную прибыль на дельнейшее развитие собственного дела. Таким образом, приумножение капитала является в данной этике самоцелью. Разумеется, все сказанное относится только к начальным стадиям развития капитализма, так сказать, к его истокам. Впоследствии капитализм совершенно оторвался от своих корней, и люди начали гоняться за прибылью, руководствуясь совсем иными мотивами. Конечно, это только одна из возможных теорий, но любопытная.

Dedal: Большое спасибо Эли за перевод- это любопытно. Но знаете- этот товарищ , кроме нескольких неглупых замечаний, сказал частично банальности ( что собственно не плохо -банальностей не стоит бояться -это истины проверенные временем ),а частично некую ерунду про Бога царя, такая трактовка Бога для меня совершенно дикая и пр... Меня это лишний раз убедило ,что и по английски можно говорить глупости , как сказал любимый мной Иосиф Бродский. Особенно радикального я ничего не обнаружил. Но всё равно спасибо.

Dedal: Что касается последнего постинга. Я кое что читал на эту тему, правда в косвенном изложении. Уж не знаю на чьи труды опирался Вебер.... Но если честно ,может я не очень хорошо знаю протестантскую «картину мира» , однако мысль о безусловной предопределённости роли каждого для протестантизма, мне кажется несколько преувеличенной. Всё остальное пожалуй верно… Но мне кажется это уже анализ пост –фактум.




полная версия страницы