Форум » Религия, философия, мировоззрение » Основы православной культуры - продолжение обсуждения » Ответить

Основы православной культуры - продолжение обсуждения

Aelia: Первая часть темы закрылась, прошу продолжать здесь

Ответов - 643, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 All

Aelia: Val пишет: Если я чем-то Вас задел - извините. Да нет, что Вы. Val пишет: Но реально повлиять на ситуацию могут только люди, которые в ней лично, кровно заинтересованы. Конечно. Я с этим и не спорю.

Aurelius: Aelia пишет: Практический вывод, на мой взгляд, такой, что предмет ОПК должен быть факультативным. Что ж получается, в этом вопросе у нас в Вами нет разногласий - ежели Ваши возражения были обусловлены токмо обязательностью предмета ОПК в 4-х регионах?

Val: johnny пишет: Но Вы как учитель знаете, что серый лузер, скучно отрабатывающий номер, вызывает у учеников соответствующую реакцию, распространяемую как на него лично, так и на предмет. Напротив, человек работающий "с огоньком" вызывает повышенный интерес, становится авторитетом (в хорошем смысле) и за пределами класса (во внеурочное время). Соответственно, то, что он будет проповедовать, будет усвоено с гораздо большей эффективностью. А если этот человек добровольно и искренне "подначален" церкви? Мы получим некое подобие иезуитского корпуса в светской школе. Я думаю, что учитель, колорый искренне верит в то, что преподаёт, всегда лучше этого самого "серого лузера", отбывающего номер....


Aelia: Артемий пишет: Дело не в этом, а в том, что убеждения не приобретаются в аудиториях. По своему опыту могу сказать, что это не так. На формирование моих убеждений очень большое влияние оказала одна моя учительница. Мне потребовалось несколько лет, чтобы их критически пересмотреть.

Aelia: Артемий пишет: Из Ваших трех пунктов однозначно следует то, что дети получат знания о "православном компоненте" русской культуры (который обширен и богат) и о православных этических нормах и ценностях (каковые вовсе не плохи). А как через это можно "склонить" детей к Православию, если семья, к примеру, неверующая, мне не вполне ясно. Они получат представление об исключительности православия. А когда детям в школе преподают некие нормы и ценности, дети, как правило, воспринимают это так, что данные нормы и ценности истинны - во всяком случае, по мнению преподавателей. А преподаватели все же имеют в глазах детей определенный авторитет. А какая вообще есть необходимость выделять из русской культуры православный элемен и изучать его отдельно? Чем это обосновывается?

Val: Aelia Также к исходной установке учителей и священноначалия, которое будет задавать им эту установку. Установки у учителей могут быть самыми разными. А вот с ситуацией, когда священноначалие будет "спускать" учителям эту установку и при этом будет иметь возможность требовать от учителей её выполнения, необходимо бороться. Тут я с Вами согласен. Практический вывод, на мой взгляд, такой, что предмет ОПК должен быть факультативным. Я согласен, но, повторяю, я не знаю отношения к эому родителей тех учеников, где в школах уже вввели этот предмет какк обязательный. Если они не возражают против этого - то почему я должен возражать?

Aelia: Aurelius пишет: Что ж получается, в этом вопросе у нас в Вами нет разногласий - ежели Ваши возражения были обусловлены токмо обязательностью предмета ОПК в 4-х регионах? Наверное, да.

Aurelius: Грустно. Двум культурным образованным людям (уважаемой Элии и мне), не имеющим проблем в общении друг с другом, поелику оно основано на взаимном уважении и взаимной доброжелательности, понадобилось 7 дней и 44 страницы обсуждения, чтобы понять, что между ними нет разногласия. Плохо дело, если даже на нашем уровне нет взаимопонимания.

Val: Aelia Ну, мне лично кажется достаточно очевидным, что преподавать этот предмет пойдут прежде всего православные люди. А не, скажем, атеисты, буддисты или язычники. Согласен. Хотя, как мне кажется, число индифферентных к религии людей также будет немалым. Желание преподавать историю может возникнуть у людей с совершенно различными убеждениями. Верно. Однако вовсе не любые идеологические воззрения привествуются у человека, занимающегося этим в школе. Но предмет ОПК идеологичен изначально, и потому, как я пишу выше, преподавать его захотят именно те, кто разделяет эту идеологию. Во-первых, по мнению людей, определяющих школьную полиику, история тоже идеологична изначально. Во-вторых, как я писал выше, мы не можем знать сейчас - кто будут те люди, коорые станут вести ОПК. На что только не пойдёт иногда (да к тому же ещё - и в глубинке!) бедная учительница ради дополнительных часов!

Aelia: Val пишет: А вот с ситуацией, когда священноначалие будет "спускать" учителям эту установку и при этом будет иметь возможность требовать от учителей её выполнения, необходимо бороться. Вряд ли они будут иметь такую организационную возможность. Скорее, они будут требовать этого в качестве духовного авторитета (если, конечно, сочтут нужным). Я поясню. В этой ситуации у меня нет особых претензий ни к учителям, ни к священноначалию (ну, за исключением той тривиальной вещи, что обманывать нехорошо; и нехорошо называть предмет культурологическим, но использовать его как способ склонить детей к вере). В конце концов, действительно, каждый имеет право на убеждения. Но я против того, чтобы создавать такую ситуацию. Я против того, чтобы предоставлять отдельно взятой идеологии организационные преимущества. Я согласен, но, повторяю, я не знаю отношения к эому родителей тех учеников, где в школах уже вввели этот предмет какк обязательный. Если они не возражают против этого - то почему я должен возражать? Если родители не возражают против того, чтобы их дети изучали ОПК - это еще не значит, что они считают изучение этого предмета обязательным для всех. Думаю, что в указанных областях большинство родителей не возражает, меньшинство возражает, а таких, кто непременно хочет сделать ОПК обязательным для всех предетом, вообще исчезающе мало. При этом ясно, что большинство не будет защищать интересы меньшинства, ибо что им Гекуба. Но, тем не менее, я считаю, что интересы этого меньшинства должны быть приняты во внимание региональной властью. И выходом, который устраивал бы всех, было бы введение ОПК в качестве факультатива. Потому я и доказываю, что обязательность ОПК - это неправильное решение.

Val: Aelia Вряд ли они будут иметь такую организационную возможность. Скорее, они будут требовать этого в качестве духовного авторитета (если, конечно, сочтут нужным). Если организационной возможности не будет - то нет и почвы для недовольства. У учителей есть полное право священиков слушать, но поступать по своему. Но, тем не менее, я считаю, что интересы этого меньшинства должны быть приняты во внимание региональной властью. Я могу лишь ещё раз повторить, что он может быть услышан лишь в том случае, если он будет хотя бы слышен. Пока же нет и этого.

johnny: Val пишет: Я думаю, что учитель, колорый искренне верит в то, что преподаёт, всегда лучше этого самого "серого лузера", отбывающего номер.... Вопрос, что он будет преподавать, и как. Да, на сегодняшний день - разнорыбица в кадровом вопросе. Преподавать ОПК будет кто угодно. Однако создания теологических факультетов, ИМХО, не произошло бы в принципе, если бы не планировалась подготовка большого количества перпод-ей. С, как я понимаю, достаточно конкретными установками (вряд ли РПЦ устроят банды бакалавров-вольнодумцев ). И вот эти товарищи с "огоньком" приходят в школу, и начинают претворять в жизнь установки "священноначалия". Которые, ИМХО, вряд ли ограничатся рассказами, что наша, православная культура - самая раскультуристая культура Ведь говоря "А" вряд ли они удержатся от логической необходимости сказать "Б" Привести маленьких подопечных к "единственно правильному" отношению ко всяким "диавольским" направлениям в музыке, кинематографе, литературе итд итп. (С Пушкиным-Шостаковичем, уже разобрались. Замахнулись, так сказать, на Вильяма, нашего, Шекспира ) После этого утверждение, что "Гарри-Поттер - мерзкий колдун, в печь, в печь" нас удивлять уже не будут. Вот я против чего. Да, вот еще... Уж ежели РПЦ вознамерилась овладеть душами детей, пусть раскошеливается хотя бы. А то, простите, чистой воды нахальство устраивать свои дела за казенный счет

Val: johnny пишет: Вопрос, что он будет преподавать, и как. Я считаю, что заинтересованный преподаватель лучше безразличного при любых прочих условиях.

Артемий: Aelia пишет: Артемий пишет: цитата: Из Ваших трех пунктов однозначно следует то, что дети получат знания о "православном компоненте" русской культуры (который обширен и богат) и о православных этических нормах и ценностях (каковые вовсе не плохи). А как через это можно "склонить" детей к Православию, если семья, к примеру, неверующая, мне не вполне ясно. Они получат представление об исключительности православия. А когда детям в школе преподают некие нормы и ценности, дети, как правило, воспринимают это так, что данные нормы и ценности истинны - во всяком случае, по мнению преподавателей. А преподаватели все же имеют в глазах детей определенный авторитет. А что, бедным детям в жизни больше неоткуда получать информацию об иных нормах и ценностях? Дома их ничему не учат? В школах у нас ОПК заменяет все остальные предметы? Книг они тоже не читают и телевизор не смотрят? Не преувеличиваете ли Вы потенциальную силу воздействия ОПК на детские умы?

Aelia: Val пишет: Во-первых, по мнению людей, определяющих школьную полиику, история тоже идеологична изначально. Ну, если бы я разделяла их мнение, то я бы, наверное, возражала бы против обязательного преподавания в школе истории. Однако я этого мнения не разделяю и потому не возражаю. Я думаю, что историю можно и нужно изучать вне идеологических рамок. И даже если эти рамки все-таки устанавливаются - то они могут быть любыми. Т.е., историю с одинаковой вероятностью могут преподававать и либералы, и государственники, и прогрессисты и традиционалисты и все прочие, кого я выше перечисляла. В той пропорции, конечно, в какой они распространены в обществе. Да, увы, государство здесь может оказывать свое воздействие, протежируя предпочтительную для него идеологию. Но сама история как наука и учебная дисциплина от этого только пострадает, так что возражения здесь вызывает не история как таковая, а идеологическое давление государства. Во-вторых, как я писал выше, мы не можем знать сейчас - кто будут те люди, коорые станут вести ОПК. На что только не пойдёт иногда (да к тому же ещё - и в глубинке!) бедная учительница ради дополнительных часов! Я думаю, что если в школе среди преподавательского состава будет убежденный православный христианин - то он и станет вести этот предмет. Если его не будет - то, конечно, да, вести может кто угодно. Но, по-моему, у нас не так мало убежденных православных; а сейчас этих учителей еще и специально готовят в вузах.



полная версия страницы