Форум » Религия, философия, мировоззрение » Основы православной культуры - продолжение обсуждения » Ответить

Основы православной культуры - продолжение обсуждения

Aelia: Первая часть темы закрылась, прошу продолжать здесь

Ответов - 643, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 All

Aelia: Val пишет: Сам Михаил в школу преподавать не пойдёт, он и на форуме то главным образом провокациями занимается да мелким пакостничаньем (это к слову). Я так не считаю (не относительно преподавания, а относительно форума). Учителями в массе своей станут обычные тётки, точно также презирающие свой предмет, как и многие учителя-неудачники. Так что видеть в них профессиональный "ловцов душ" - сильное преувеличение. Я все же не думаю, что масса обычных учителей презирает свои предметы. Наверное, какая-то доля таких есть, но вряд ли так уж много. Думаю, что преподавать ОПК большей частью возьмутся люди православные, и даже с энтузиазмом. В наших школах, по крайней мере, такие энтузиасты находятся. Кроме того, я слышала, преподавать ОПК в школы идут выпускники теологических факультетов (которых открылось уже не так мало. Думаю, чтоучиться на такие факультеты идут люди с соответствующим мировоззрением. Кроме того: если так рассуждать, как Вы - тогда нет оснований возражать и против Закона Божьего. Если его будут преподавать те самые тетки, презирающие свой предмет, то никакой индоктринации все равно не произойдет.

Артемий: Aelia пишет: Кроме того: если так рассуждать, как Вы - тогда нет оснований возражать и против Закона Божьего. Если его будут преподавать те самые тетки, презирающие свой предмет, то никакой индоктринации все равно не произойдет. А что, кстати, будет, если его будут преподавать тетки, вовсе не презирающие свой предмет? Дети поголовно станут верующими?

Aelia: Val пишет: Понятно, что, когда дело касается каждого из нас, то мы действуем намного более решительно и целеустремлённо, чем когда просто высказываем своё мнение по вопросу, непосредственно на нашу жизнь не влияющему. Ну и что же? Ведь и Вы, и я, мы оба сейчас де-факто высказали свой прогноз о том, что будут учителя говорить детям на уроках ОПК. Вы считаете, что большинство (или, по крайней мере, значительная часть) учителей, подойдет к этому предмету сугубо формально и даже презрительно, как это свойственно основной массе педагогов. Я же считаю, что большинство (или по крайней мере, значительная часть) таких учителей будут убежденными православными, следовательно, их предмет будет им как минимум не безразличен. А если они получат от священноначалия указание индоктринировать учеников - то они постараются выполнить это указание независимо от программы. Возможно, правы Вы, возможно я. Тут можно спорить и приводить аргументы. Но сама постановка вопроса - что будут говорить учителя детям на уроках - мне не кажется некорректной. И не думаю, что тут можно все свести только к программе. Val пишет: Второе отличие заключается в том, что у Алексея речь идёт об учительнице музыки, а никакого ни ОПК. Т.е. подобная миссионерская активность может в принципе исходить от любого педагога. Это верно. Но предмет ОПК имеет свою специфику. Пение, так же, как математику и историю, может преподавать кто угодно. И православный, и атеист; и патриот, и космополит; и прогрессист, и традиционалист; и либерал, и коммунист, и фашист. А также человек идеологически неангажированный. А также человек, которому все это глубоко по барабану - ему просто деньги нужно зарабатывать. Предмет все это вполне допускает. И концентрация таких личностей будет примерно та же, что и по обществу в целом. Тут уж как кому повезет. А вот ОПК, по моему мнению, в основном будут преподавать люди православные. Т.е., тут уже будет происходить определенный отбор по идеологическому признаку. Сам предмет это предполагает. От них миссионерская активность будет исходить с наибольшей вероятностью.


Aelia: Артемий пишет: А что, кстати, будет, если его будут преподавать тетки, вовсе не презирающие свой предмет? Дети поголовно станут верующими? Поголовно не станут, но вероятность существенно возрастет.

Val: Aelia пишет: Я все же не думаю, что масса обычных учителей презирает свои предметы. Наверное, какая-то доля таких есть, но вряд ли так уж много. Думаю, что преподавать ОПК большей частью возьмутся люди православные, и даже с энтузиазмом. В наших школах, по крайней мере, такие энтузиасты находятся. Кроме того, я слышала, преподавать ОПК в школы идут выпускники теологических факультетов (которых открылось уже не так мало. Думаю, чтоучиться на такие факультеты идут люди с соответствующим мировоззрением. Будут, конечно, и неофиты, и люди убеждённые. По всякому. Но в любом случае никто не может отказать учителю в праве иметь убеждения. Поэтому надо танцевать от программы. Кроме того: если так рассуждать, как Вы - тогда нет оснований возражать и против Закона Божьего. Если его будут преподавать те самые тетки, презирающие свой предмет, то никакой индоктринации все равно не произойдет. Я ещё раз повторю совю основную мысль, может быть, несколько заострив её. Ваши позиции с тем же, скажем, Михаилом, очень схожи по своей логике. Вы оба считаете, что можно вынести какое-то решение по поводу целесообразности введения ОПК в школе, исходя из абстрактного представления о его пользе или вреде. Я же полагаю, что судьбу этого предмета могут решить только люди, "примиряющие" его конкретно на своих детей (или родственников, или знаокмых, и т.д.)

Артемий: Aelia пишет: Артемий пишет: цитата: А что, кстати, будет, если его будут преподавать тетки, вовсе не презирающие свой предмет? Дети поголовно станут верующими? Поголовно не станут, но вероятность существенно возрастет. На чем основана Ваша уверенность?

Aelia: Val пишет: Но в любом случае никто не может отказать учителю в праве иметь убеждения. Поэтому надо танцевать от программы. Зачем отказывать учителю в праве на убеждения? Можно просто отказаться от предмета, концепция которого предполагает самопроизвольный отбор учителей по идеологическому признаку. Если бы речь шла об изучении российской культуры в целом, без выделения только православного компонента, то там такой отбор не происходил бы. Хотя, на мой взгляд, курса истории все равно достаточно.

Val: Aelia пишет: Зачем отказывать учителю в праве на убеждения? Можно просто отказаться от предмета, концепция которого предполагает самопроизвольный отбор учителей по идеологическому признаку. Это -достаточно спорный тезис. Во-первых, надо ещё доказать, что концепция предмета действительно предполагает самопроизвольный отбор учителей по идеологическому признаку. А это можно сделать, лишь проанализировав программу. Никакого другого способа не существует. Во-вторых, если исходить из сформулированного Вами императива, то, например, следует отказаться на этом же основании и от истории, ибо к учителю истории также предъявляются определённые идеологические требовния (хотя, возможно, и не столь жёсткие, как к учителю ОПК).

Izosin: Не уверен, корректна ли будет параллель с ОПК, но в советское время также преподавались идеологически нагруженные предметы: в школе - обществоведение, в ВУЗе - история КПСС, марксистско-ленинская философия и научный коммунизм (по крайней мере в техническом, где я учился, возможно в гуманитарных было что-то еще). Лично у меня не сложилось впечатления, что эти предметы преподавали пламенные проповедники; для того, чтобы сдать зачет или экзамен веры в излагаемые идеи никто не требовал, спрашивалось только знание фактов и их официальная интерпретация. Если ОПК будет преподаваться подобным же образом, массового обращения в православие ждать не придется.

Val: Aelia Но сама постановка вопроса - что будут говорить учителя детям на уроках - мне не кажется некорректной. И не думаю, что тут можно все свести только к программе. А к чему ещё? А вот ОПК, по моему мнению, в основном будут преподавать люди православные. Т.е., тут уже будет происходить определенный отбор по идеологическому признаку. Сам предмет это предполагает. От них миссионерская активность будет исходить с наибольшей вероятностью Опять же задам вопрос, который уже задавал АльтерЭго (но ответа на него не получил). Ну и что, какой практический вывод из этого следует?

Aelia: Val пишет: Вы оба считаете, что можно вынести какое-то решение по поводу целесообразности введения ОПК в школе, исходя из абстрактного представления о его пользе или вреде. Я же полагаю, что судьбу этого предмета могут решить только люди, "примиряющие" его конкретно на своих детей (или родственников, или знаокмых, и т.д.) Я не совсем понимаю. Предположим, в Московской области ОПК сделали обязательным предметом. Я буду иметь право высказать свои возражения против этого? Или не буду - потому что у меня нет детей? А если бы у меня были дети дошкольного возраста - тогда бы я имела на это право? И если я все-таки имею право высказать мнение, то почему я не могу его высказать применительно к Белогородской области? Мы же тут на форуме обсуждаем самые разные законы самых разных стран, в том числе и то, что нас лично напрямую не касается.

Артемий: Izosin пишет: Если ОПК будет преподаваться подобным же образом, массового обращения в православие ждать не придется. Совершенно верно. Зато желающие смогут извлечь из этого курса нужные знания.

Val: Артемий пишет: Izosin пишет: цитата: Если ОПК будет преподаваться подобным же образом, массового обращения в православие ждать не придется. Совершенно верно. Зато желающие смогут извлечь из этого курса нужные знания. Да. И опыт моей школы (где желательность приобщения учащихся к практикующим иудаистам) совершенно не скрывается, подтверждает это.

Дилетант: Val пишет: Будут, конечно, и неофиты, и люди убеждённые. По всякому. Но в любом случае никто не может отказать учителю в праве иметь убеждения. Поэтому надо танцевать от программы. А также от кадровой системы. Подготовка учителей ОПК производится, насколько я понял, по схеме отличной от схемы подготовки обычных педагогов, а именно будет содержать дополнительные звенья контроля в виде представителей церкви, что должно увеличить процент идеологически выдержанных преподавателей, кроме того новизна предмета нейтрализует инерцию ситуации, когда предмет преподается достаточно давно и уже известны допустимые отклонения (человеческая лень, разумеется, будет стремится к тем отклонениям, что снижают нагрузку)...

Артемий: Val пишет: Артемий пишет: цитата: Izosin пишет: цитата: Если ОПК будет преподаваться подобным же образом, массового обращения в православие ждать не придется. Совершенно верно. Зато желающие смогут извлечь из этого курса нужные знания. Да. И опыт моей школы (где желательность приобщения учащихся к практикующим иудаистам) совершенно не скрывается, подтверждает это. А если кто не хочет приобщаться?



полная версия страницы