Форум » Религия, философия, мировоззрение » Основы православной культуры - продолжение обсуждения » Ответить

Основы православной культуры - продолжение обсуждения

Aelia: Первая часть темы закрылась, прошу продолжать здесь

Ответов - 643, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 All

Val: И будете совершенно правы, если не поверите. Но где же здесь криминал?

Aelia: AlterEgo пишет: Это письмо патриарха - ключевой момент во всей этой истории, хотя бы свериться с ним перед передачей Кураев мог и должен был. Да нет. Я же говорю, до статьи Пчелинцева в конце 2002 г. это письмо ничьего внимания не привлекало. Оно не обсуждалось, о нем нет практически никаких упоминаний. Кураев мог просто не предвидеть, что это письмо возникнет в дискуссии. А вот закон "О свободе совести" там не мог не возникнуть - а Кураев не мог этот закон не знать.

Aelia: Val пишет: Но где же здесь криминал? Я считаю, что название предмета должно отражать его содержание. Если церковь приходит в школу с предложением нового предмета, то она должна внятно объяснить и педагогам, и родителям, чему там будут учить. Если это вероучительный предмет, то его не следует выдавать за культурологический. Если предмет называется ОПК, то на нем не должны учить Закону Божьему. Это было бы обманом, а обманывать нехорошо.


AlterEgo: Val пишет: Извините, но эта тактическая хитрость на криминал никак не тянет. Мы ведь не в суде. Мы ищем ответы для себя. А пока в пользу версии Пчелинцева доказательства таковы: а) Пересказ статьи Чернеги Новотрясовыми - где пункт 7 расшифрован, но не приведён полностью; б) отсутствие комментария со стороны диакона Кураева, что как справедливо отметила Элия, слабый аргумент.

Val: Aelia пишет: Я считаю, что название предмета должно отражать его содержание. Сам по себе тезис возражений не вызывает, но понятно, что это - лишь благое пожелание, нарушаемое сплошь и рядом. Скажем, название курса "История Отечества" также не вполне точно отражает его содержание. Ещё раз повторю: тактическая хитрость - это ещё не криминал. Если Вы видите в магазине лозунг "Мы всегда рады нашим покупателям!", то ведь понимаете, что рады они не покупателям, а тем деньгам, которые те готовы оставить на кассе. Но не возмущаетесь же этим...

Val: AlterEgo пишет: Мы ведь не в суде. Мы ищем ответы для себя. Это понятно. Но мне кажется, что в данном случае ответ столь очевиден, что вряд ли стоит поднявшейся в его поисках дискуссии. Понятно, что РПЦ хочет, чтобы у неё было больше прихожан и готова использовать для этого школу. С другой стороны, она вынуждена учитывать тот факт ,что ей следует проявлять в этой своей деятельности известную осторожность, маскировать при необходимости свои намерения. Вот она эту осторожность и проявляет...

Aelia: Val пишет: Вы видите в магазине лозунг "Мы всегда рады нашим покупателям!", то ведь понимаете, что рады они не покупателям, а тем деньгам, которые те готовы оставить на кассе. Но не возмущаетесь же этим... Да, но если мне в этом магазине под видом сливочного масла продадут маргарин (например) - то это уже повод для возмущения. Думаю, что ситуация с ОПК гораздо ближе к такому примеру.

Val: Aelia пишет: а, но если мне в этом магазине под видом сливочного масла продадут маргарин (например) - то это уже повод для возмущения. Думаю, что ситуация с ОПК гораздо ближе к такому примеру. Не думаю, что это - удачная аналогия. Ведь отличить маргарин от масла сможетлюбая экспертиза, ибо свойства одного и другого продукта подробно описаны. В случае же с передачей знаний или индоктринацией такой же чёткой и однозначной классификации не существует. Это всегда создаёт почву как для возмущения ("Но я против. чтобы мой ребёнок верил в то, что слышит на уроке!"), так и для отведения подобных протестов ("Но мы же не виноваты, что он у Вас такой впечатлительный!").

Aelia: Val пишет: Ведь отличить маргарин от масла сможетлюбая экспертиза, ибо свойства одного и другого продукта подробно описаны. В случае же с передачей знаний или индоктринацией такой же чёткой и однозначной классификации не существует. Судя по тому, что церковь активно возражает против религиоведческих курсов, - сама она эту разницу вполне улавливает. Хотя, разумеется, четкой и однозначной границы быть не может.

rspzd: Aelia пишет: Но такая аргументация мне не очевидна. Согласно докладу Похмелкина, в 1997-1999 гг. в школах существовали различные курсы, в частности, "Основы и ценности православия" (Белгород), "Основы православной культуры" (Курск), факультатив по "Закону Божьему" (Воронеж, Калининград), "Основы православной культуры и нравственности" (Новосибирск, Смоленск), "История Церкви" (Воронеж, Ростов-на-Дону), факультатив по основам православия (Кемерово) и т. д. Вряд ли можно ожидать, чтобы все это разнообразие было отражено в письме патриарха. Однако официальная программа курса была только по "ОПК". По крайней мере, в 1998г. она была опубликована в журнале "Воскресная школа".

AlterEgo: Val пишет: Ведь отличить маргарин от масла сможетлюбая экспертизаДело даже не в том, сможет или нет. Дело в том, что продали заведомо маргарин. Понятное дело, что директор базы желает получать через магазины-дилеры б'ольшую прибыль. Но одно дело, когда директор говорит прямо: "А если будут возмущаться, то называйте маргарин - маслом", и совсем другое когда это только подразумевается.

Val: Aelia пишет: Судя по тому, что церковь активно возражает против религиоведческих курсов, - сама она эту разницу вполне улавливает. Хотя, разумеется, четкой и однозначной границы быть не может. Сама Церковь - да, улавливает. Именно это и поволяет ей баланировать на границе.

Aelia: rspzd пишет: Однако официальная программа курса была только по "ОПК". По крайней мере, в 1998г. она была опубликована в журнале "Воскресная школа". Ну и что? В письме патриарх предлагает продвигать в школах вероучительные предметы, по которым, как я понимаю, вообще никаких программ, кроме дореволюционных, не было.

rspzd: AlterEgo пишет: По крайней мере в 2001 году такой сайт существовал. Редактором сайта был некий протоиерей В. Сергеев. Откуда это известно?

Val: AlterEgo пишет: Дело даже не в том, сможет или нет. Дело в том, что продали заведомо маргарин. Дело в другом: есть тут криминал или же нет. В случае с продажей не того товара, который был указан - есть. В случае с ОПК - нет.



полная версия страницы