Форум » Сегодня в России и в мире » Сегодня в России (продолжение) » Ответить

Сегодня в России (продолжение)

AlexeyP: Человек только что проехал на мотоцикле от Петербурга до Владивостока. Путевые заметки. http://alekcei.livejournal.com/2006/08/06/ В основном - про Сибирь. Те ужасы, которые он рассказывает о Забайкалье (начиная от Слюдянки) - подтверждаю, много наслышан из первых уст.

Ответов - 272, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 All

Exval: кныш пишет: Значит возможно Перестройка - это было не того масштаба событие, Отнюдь. Распад огромного государства, крупнейшего на планете - это событие поистине эпическое. Не уступающее по значению ВОВ.

Alexey: Эльдар пишет: Т.е. если Вы отрицаете связь мифологемы и ее масштаба с личной и семейной историей, то можно было бы предположить, что подобную мифологему можно создать на основе любого подходящего исторческого события независимо от его отдаленности? Я бы сказал, в разное время и в разных условиях по-разному. Думаю, масштабная мифологема может возникнуть как в связи с семейной памятью, так и вне всякой связи.

кныш: Распад огромного государства, крупнейшего на планете - это событие поистине эпическое. Не уступающее по значению ВОВ. По своему историческому значению эти два события безусловно не уступают друг другу, но с точки зрения героической мифогенности Перестройка значительно уступает ВОВ, поскольку для хорошего эпоса необходимо представление о ярком и открытом противостоянии двух мощных сил, в котором с большим напряжением всегда побеждают "наши" к восторгу всех, чье сознание проникнуто этим противостоянием, а в Перестройке все мутно как то, не годится она для изготовления хорошего эпоса (если хотя бы конец у нее был другой, то еще могло бы что-то получиться, а так одна тоска).


Alaricus: Exval пишет: Распад огромного государства, крупнейшего на планете - это событие поистине эпическое. Не уступающее по значению ВОВ. Но это вызывает больше отрицательные коннотации, на формирующий ментальность эпос явно не тянет.

Эльдар: Alexey пишет: Я бы сказал, в разное время и в разных условиях по-разному. Вне всякого сомнения. Alexey пишет: Думаю, масштабная мифологема может возникнуть как в связи с семейной памятью, так и вне всякой связи. Обсуждаемая мифологема возникла именно в связи с семейной и даже личной памятью огромного числа людей (при поддержке гос.пропаганды, конечно). Нельзя ли предположить, что и ее развитие будет связано с тем же?

Alexey: Эльдар пишет: Обсуждаемая мифологема возникла именно в связи с семейной и даже личной памятью огромного числа людей (при поддержке гос.пропаганды, конечно). Нельзя ли предположить, что и ее развитие будет связано с тем же? По моему ощущению, в сравнении с поздним СССР и ранней РФ произошло явное усиление эмоциональности, пафосности этого культа. Хотя, по мере удаления события и исчезновения ветеранов в семейной памяти война занимает все меньше места. В позднем СССР культ войны был страшно занудным официозом. Ветераны с орденскими колодками, встречаясь со школьниками, жевали бессмысленную идеологическую хрень. Лично я в советском детстве вряд ли мог бы себе представить, что историей войны можно интересоваться. Марками - да, можно, модельки машинок собирать - нормально. Но интересоваться историей Великой Отечественной Войны??? Это, примерно, как интересоваться историей ВЛКСМ. По моим ощущениям перелом произошел в первой половине 90-х и (опять же, по моим ощущениям) был инициирован В. Суворовым, книги которого прочитали почти все знакомые мне мужчины. Оказывается, история Отечественной войны может быть интересной! Мне кажется, с этого начался рост интереса, вскоре ставшего совсем не обязательно связанным с Суворовым. Роль власти в развитии этого интереса, по-моему, совсем не первична. Просто, когда пошла информация, далеко выходящая за рамки занудных идеологических схем, общество начало осознавать весь масштаб и сложность и интересность этого события.

neska: Да, Суворов здорово встряхнул мировосприятие. От унылого "Готовились - готовились и не подготовились" к "Немного нас опередили и пришлось переписывать сценарий". Комплекс неполноценности свалился с плеч.

Alexey: В конце 1981 года (если мне не изменяет память) телевизор показал "17 мгновений весны". Его примерно раз в 10 лет показывали. Он, конечно, весьма оживил в нас интерес ко всему нацистскому. Я его смотрел с тетрадью и карандашом в руках, стараясь быстренько зарисовывать эсесовские мундиры - больше неоткуда было взять информацию. Потом с друзьями какое-то время рисовали карикатургых Гиммлеров и Герингов. Но такое увлечение всегда бывало, когда в СССР по телевизору показывали Фильм. Через 2 года, осенью 1983-го повторили "Трех мушкетеров" с Боярским. Так потом еще долго школьники пели песни оттуда.

Alexey: Да и вообще, кому в позднем СССР была интересна какая-то там "Малая земля" и всякие там "Города-герои", когда ожидалась настоящая ядерная война! Это было гораздо интереснее. А 30 января 1985 года газета "Труд" опубликовала статью Вострухина "Ровно в 4.10..." Про то, как советские лётчики видели летающие тарелки. Газетам тогда принято было верить. Я помню, как горячо взрослые обсуждали, что вот-вот должен произойти контакт с внеземной цивилизацией. Это было совершенно захватывающе. То есть на повестке дня стояла ядерная война и контакт с инопланетянами. Вот это было да! А "Великая Отечественная Война" - это была такая нудятина, при разговоре о которой надо было делать почтительное лицо, и терпеть, пока это закончится.

Exval: neska пишет: Да, Суворов здорово встряхнул мировосприятие. Здесь ещё надо учесть, что книги Суворова появились у нас в период всеобщей исторической экзальтации, что, в принципе, есть явление ненормальное. Сегодня он тоже что-то пишет и продаёт, но мало кто держал их в руках. Хотя, в принципе, в книжных магазинах тема ВМВ представлена наиболее широко.

Exval: Alaricus пишет: Но это вызывает больше отрицательные коннотации, на формирующий ментальность эпос явно не тянет. Тем не менее, отсутствие официальнго государственного мифа на сей счёт сильно обедняет эту ментальность. Но, кстати, (тут я просто не совсем в курсе): а насколько вообще в мире приняты государственные мифы, объясняющие распад империй?

Alexey: Exval пишет: Тем не менее, отсутствие официальнго государственного мифа на сей счёт сильно обедняет эту ментальность. В России сейчас отсутствуют государственные мифы и про распад СССР, и про революции 1917 года, и про Гражданскую войну - события исключительной важности и эпичности. Не говоря уж о таких, менее крупных событиях, как ПМВ, революция 1905 года, индустриализация и коллективизация и пр. Это, конечно, связано с отсутствием общественного консенсуса в отношении оценок этих событий. Официальную мифологию приходится лепить только из событий, консенсус в отношении которых существует - Победа, Гагарин (но и то разные партии общества борются из-за оценки частных вопросов внутри этих событий). Это, на мой взгляд, исключительно сильно обедняет общественную ментальность. Она получается изумительно скудной, с учетом того, какая была история последних 100 лет.

Эльдар: Alexey пишет: По моему ощущению, в сравнении с поздним СССР и ранней РФ произошло явное усиление эмоциональности, пафосности этого культа. Хотя, по мере удаления события и исчезновения ветеранов в семейной памяти война занимает все меньше места. В позднем СССР культ войны был страшно занудным официозом. Ветераны с орденскими колодками, встречаясь со школьниками, жевали бессмысленную идеологическую хрень. Лично я в советском детстве вряд ли мог бы себе представить, что историей войны можно интересоваться. Марками - да, можно, модельки машинок собирать - нормально. Но интересоваться историей Великой Отечественной Войны??? Это, примерно, как интересоваться историей ВЛКСМ. По моим ощущениям перелом произошел в первой половине 90-х и (опять же, по моим ощущениям) был инициирован В. Суворовым, книги которого прочитали почти все знакомые мне мужчины. Оказывается, история Отечественной войны может быть интересной! Мне кажется, с этого начался рост интереса, вскоре ставшего совсем не обязательно связанным с Суворовым. Роль власти в развитии этого интереса, по-моему, совсем не первична. Просто, когда пошла информация, далеко выходящая за рамки занудных идеологических схем, общество начало осознавать весь масштаб и сложность и интересность этого события. То что Вас тогда не интересовала ВМВ это так же естественно как то, что сейчас не интересуют марки и модели машин.

Exval: Alexey пишет: В России сейчас отсутствуют государственные мифы и про распад СССР, и про революции 1917 года, и про Гражданскую войну - события исключительной важности и эпичности. Некоторые мои коллеги-историки считают, то в настоящее время государство активно занимается созданием и закреплением этих мифов. И именно с этим, в частности, связано введение единого учебника истории.

Exval: Alexey пишет: Не говоря уж о таких, менее крупных событиях, как ПМВ, революция 1905 года, индустриализация и коллективизация и пр. ПМВ, ксати, с т. зренияеё всемирно-исторического значения - событие более важное, нежели Великая русская революция (титут, который так и не прижился у нас, между прочим). Путин год назад взядся было пиарить ПМВ, но как-то не пошлО...



полная версия страницы