Форум » История » Береговое право в Европе » Ответить

Береговое право в Европе

Михаил_З: Интересна эта тема. Не подскажите литературу по ней. Вот есть такие цитаты в сети, но это сеть... [quote]Рассказывают, что эта история произошла время существования так называемого "берегового права", по которому жители морского побережья или его владельцы могли присваивать себе остатки потерпевших крушение судов, их грузы и, вообще, все, что море выбросило на берег. "Береговое право" появилось в глубокой древности и , с развитием мореплавания, распространилось на многие прибрежные районы. С тех пор при кораблекрушении жизни моряков, пассажиров и целостность грузов подвергались опасности не только в волнах бушующей стихии, но и на спасительном, казалось бы, берегу. Избежав смерти в воде, моряки могли погибнуть на суше от рук жителей побережья. Причины такой жестокости были разные. Иногда было опасение, что мореходы могут использовать свое ремесло не для торговли, а для разбоя. И тогда суеверные предрассудки заставляли приносить в жертву мнимым богам обнаруживаемых на берегу чужеземцев. Но чаще всего убивали из-за боязни, что оставшиеся в живых помешают грабежу или будут мстить. Грабителям было безразлично, кого они обирают - соотечественников или иностранцев, живых или мертвых. Мертвых раздевали до нитки, а живые становились рабами или за них требовали выкуп. Например, у древних римлян право присваивать имущество и рабов сначала принадлежало первому нашедшему их. С образованием Римской империи это право перешло к государственной казне, а после падения империи - к феодалам - владельцам побережий. Платон с горечью писал в "Эпитафии морякам" об этом варварском обычае: Море убило меня и выбросило на берег, только Плащ постыдившись отнять, что прикрывал наготу. Но человек нечестивой рукой сорвал его с трупа, Жалкой корыстью себя в грех непомерный введя... В средние века феодалы и даже могущественные монархи не стыдились считать плоды "берегового права" источником своих доходов. По морскому уставу, изданному в 1681 г. Людовиком XIV, все имущество, спасенное при кораблекрушении, переходило в королевскую казну. Прибрежный феодал отказывался от "законных прав", только с тем условием, что моряки будут платить ему определенную за это мзду. Жажда легкой наживы толкала на любые злодеяния и ухищрения. Грабители разрушали маяки и навигационные знаки, выставляли ложные в опасных для судоходства местах, подкупали лоцманов, чтобы те вели суда прямо на мели или те места, где команде было бы трудно защищаться от нападения. Случалось, когда морская стихия оказывалась беспомощной перед моряками, мародеры ночью подвешивали к уздечке лошади зажженный фонарь, спутывали ей ноги и водили прихрамывающее животное по берегу. Проходящее судно, приняв колеблющийся свет фонаря за сигнальный огонь на плывущем корабле, подходило слишком близко к берегу и разбивалось о камни. Морские волны надежно скрывали следы трагедии, и преступники оставались безнаказанными. Лучшим временем для таких "операций" были темные ночи, поэтому луну грабители считали своим злейшим врагом. Вот и называли людей, занимающихся этим ремеслом, луноненавистниками, прихрамывателями, пляжечистильщиками и другими презрительными прозвищами. Расцвет "берегового права" приходится на средние века. С дальнейшим развитием торговли многие государства принимали законы, пресекающие подобные преступления и обязующие спасать людей и груз терпящих бедствие кораблей. Однако случаи прибрежного пиратства продолжались вплоть до середины XIX века. Так, после открытия Суэцкого канала в связи с расширением судоходства у восточных берегов Африки в прибрежных водах Сомали участились случаи кораблекрушений. Часто эти катастрофы сопровождались полным разграблением судов, истреблением команд и пассажиров. Больше всего страдал торговый флот Великобритании. Для прекращения варварства англичанам пришлось заключить договор с правителями края и ежегодно выплачивать им 15 тыс. фунтов стерлингов "компенсационных". История мореплавания донесла до наших дней примеры противоположного характера. В то время, когда "береговое право" было распространено на многих заселенных побережьях морей и рек, русские, и , вообще, славяне, никогда не занимались таким "ремеслом". Об этом свидетельствуют первые международные соглашения Киевской Руси с Византией 911, 944, 971 гг., а также договоры Новгорода с Ригой и Готским берегом XII-XIII веков. Согласно этим договорам, местные жители должны были "охранять корабль с грузом, отослать его в землю христианскую, провожать его через всякое страшное место, пока достигнет места безопасного". Любое оскорбление иностранных моряков считалось большим преступлением. Во времена Петра I были приняты законы, согласно которым все грузы и судовое имущество как русских, так и иностранных судов, спасенные в пределах Российской империи, находились "под непосредственным покровительством Императорского величества" и должны быть неприкосновенны. [/quote] [quote]Разрушительную силу стихии завершал самый прозаичный грабеж. Да, именно грабеж севших на мель кораблей - ремесло столь же древнее, как и само мореплавание. Грабежом занимались древние греки, финикийцы и римляне, которые спасенных жертв кораблекрушения продавали в рабство, а груз погибшего судна забирали себе. Такой обычай утвердился повсеместно. Жители средиземноморского острова Родос, к примеру, узаконили эту традицию даже в своем "Родосском праве" - древнейшем в истории мореплавания кодексе морских законов. Против этого в конце концов первыми восстали сами римляне. Как известно из истории, Юлий Цезарь в юности потерпел кораблекрушение и попал в плен к пиратам, которые отпустили его за огромный выкуп. Поэтому неудивительно, что во времена правления Цезаря в Риме был издан ряд суровых законов, направленных на борьбу с морскими разбойниками и грабителями купеческих кораблей, оказавшихся на мели. Во времена императоров Адриана и Тита были приняты особые уставы, в которых спасшиеся при кораблекрушениях и их имущество объявлялись неприкосновенными. С нашествием варваров и в последующее затем средневековье все пошло по-прежнему. Феодалы Европы в этом деле оказались хуже варваров. Морские законы времен феодализма о том, что люди и имущество становились достоянием владельца побережья, у которого разбился корабль, были незыблемы. В 1179 году на Латранском соборе святые отцы постановили отлучать морских грабителей от церкви, но этот закон в Европе остался мертвой буквой. Жестокость жителей морских берегов зачастую доходила до того, что спасшихся при кораблекрушении лишали права выкупа и, чтобы скрыть следы грабежа, даже убивали. Время от времени монархи Европы издавали строгие законы о морских грабителях. Плохо пришлось морским грабителям на берегах Англии во времена Ричарда I, известного как Ричард Львиное Сердце. Он, как и Юлий Цезарь, потерпел кораблекрушение и попал в плен. За баснословный выкуп Генрих VI, император Священной Римской империи даровал ему свободу. Это случилось, когда Ричард I возвращался домой после третьего Крестового похода в Палестину (1189-1192). Британский монарх испытывал лютую ненависть к грабителям севших на мель кораблей. Его указ гласил: "Лоцманы, нанятые лендлордами, и другие лица, намеренно топящие корабли у берега, подлежат мученической смерти: первых должно повесить на высоких виселицах, а лендлордов, подкупивших их, надлежит привязать к столбу, врытому в середине их дома, и дом поджечь сразу с четырех углов и сжечь дотла со всем, что внутри находится". В Англии этот указ действовал шесть столетий! Но грабеж севших на мель судов продолжался. Король Франции подписал договор с британским монархом о том, что оба они будут защищать права спасшихся во время кораблекрушений английских и французских подданных. Но вскоре вся Европа узнала, что в Англии стали брать выкуп за свободу со спасшихся от гибели французов. Законы "Олеронского морского права" (Франция, XII век) не менее строго, чем указ Ричарда I, карали грабителей морских побережий Европы. Грабежей выброшенных на берег кораблей и убийств спасшихся стало значительно меньше. Фридрих Великий в Пруссии время от времени устраивал публичные казни морских мародеров, а "кораблекрушители" продолжали делать свое дело. На протяжении многих веков кораблекрушения у берегов Европы являлись настоящим источником обогащения их обитателей. Ценный груз разбившегося на камнях корабля мог обеспечить процветание многим семьям на целые годы, одно кораблекрушение богатого "купца" часто изменяло судьбу обитавших на берегу моря жителей, делая их зажиточными. Психологию обитателей морских берегов в отношении кораблекрушений лучше всего отражает следующий случай. Во времена Людовика XIV в Нормандии один священник, разгневавшись на своих прихожан за несвоевременный взнос церковных денег, в своей проповеди укорял их и доказывал, что Господь в наказание за их нерадивость вот уже 12 лет кряду как не посылает на их берег ни одного крушения. Промысел заманивать корабли на скалы и грабить груз особенно процветал на юго-западном побережье Англии. Скалистые мысы Данженес, Бичи-Хед, Портленд-Бил, Лизард и Лендз-Энд - настоящие "кладбища кораблей". Жители южного побережья Англии имели мрачную репутацию грабителей погибающих на скалах судов. Но особой изобретательностью в деле грабежа отличались обитатели островов Силли. Расположенные в 28 милях к юго-западу от мыса Лендз-Энд, они включают в себя 145 островов и больших скал, из которых только шесть обитаемы. Это Сент-Мерис, Треско, Сент-Мартинз, Сент-Агнес, Брайхер и Самсон. Их площадь составляет всего 6 квадратных миль, длина самого большого острова Сент-Мерис 2,5 мили, ширина 1,5 мили. [/quote] Буду признателен на ссылки на серьезную литературу

Ответов - 13

Aelia: Михаил_З пишет: Как известно из истории, Юлий Цезарь в юности потерпел кораблекрушение и попал в плен к пиратам, которые отпустили его за огромный выкуп. Как раз о кораблекрушении ничего не сообщается.

Михаил_З: Ну... это я так понял, сетевая беллетристика... А все же никому не попадалось читать об этом в серьезной литературе? На эту тему интересно из англо-русского словаря: 1. Wreck - 1) авария крушение... 2) остов, обломки заитонувшего или разбитого судна 3) развалина (перен. о человеке) 2. Wreck - вызвать крушение, аварию... 1. wrecker - ремонтный рабочий 2. wrecker - 1) вредитель 2) грабитель разбитых судов. Интересно, если в языке остался след такого промысла, видимо он был распространен. В русском языке назвали бы прибрежные пираты, грабители, мародеры. Но слова специально обозначающего это явление нет. Еще более интересно, что грабитель и спасатель обозначены одним словом...

Кныш: В одно из воскресений у побережья американского полуострова Кейп-Код (штат Массачусетс) бушевал шторм. В переполненную молящимися церковь одного из селений с воплем ворвался человек: "Хвала Господу! Крушение на берегу!" Вскочив с мест, все ринулись к дверям, но их остановил повелительный голос пастора: "Стойте! Сначала воздадим благодарение Богу." Бормоча слова молитвы, святой отец проворно проталкивался через толпу. У выхода он повернулся и закончил службу словами: "О, Боже! Смилуйся над нами, грешными, и сделай так, чтобы от судна осталось побольше! Аминь! ..А теперь, дети мои, быстрее на берег!" http://www.navy.ru/mess/kalanst2.htm


Кныш: А вот про Виталийских братьев: http://yasnet.catarrh.ru/pub/mirrors/xx/xx_21_03_13.shtml

Vir: Забавно, но появления этого "берегового права" встречаются до сих пор... Видел интервью капитана одного корабля севшего на мель в близи Сомали, так судно разграбили, а команду чуть было не убили...

Михаил_З: Видимо, эти проявления характерны для народов, мимо которых оживленно возят большие ценности. И эти ценности другим способом этим народам никак не достанутся. А все же, неужели нигде в учебниках или литературе по средневековой Европе таких фактов не встречали?

AlterEgo: Vir wrote: Видел интервью капитана одного корабля севшего на мель в близи Сомали, так судно разграбили, а команду чуть было не убили... Побережье Сомали вообще пиратоопасное место. В прошлом году 35 судов, да и в этом уже было несколько.

Кныш: А все же, неужели нигде в учебниках или литературе по средневековой Европе таких фактов не встречали? По-моему про береговое право есть в любых пособиях по истории юриспруденции.

Nan Kan: Хым... Может, немного не в тему, но есть статьи по морской и прочей торговле. 1. Merchants' attitudes to work in the Barcelona of the later Middle Ages: organisation of working space, distribution of time and scope of investments 2. Capacity and regulations against overloading of commercial ships in Byzantine and Islamic maritime practices 3. ‘You say that the Messiah has come …’: The Ceuta Disputation (1179) and its place in the Christian anti-Jewish polemics of the high middle ages Ой, последняя не совсем о торговле

Дилетант: Могу вспомнить только исторический анекдот про то, как Вальтер Скотт, прогуливаясь по берегу в Шотландии, встретил рыбака и разговорился, между прочим заметив, что у собеседника паруса все изношенные. На что тот пробурчал, что, мол, если б милостью божьей не понаставили столько маяков, у него бы уже давно были бы и новые паруса и вся оснастка... В общем, что-товроде того...

Vir: Кстати пиратство процветает, насколько я знаю, в водах юго-восточной азии... там до сих пор люди на большой измене плавают

Кныш: пиратство процветает Но тут речь идет не о пиратстве (которое так или иначе чаще всего преследовалось законом), а о вполне легальном международном праве на присвоение чужого имущества и это право действовало достаточно долгое время.

Дилетант: Это логика типа "Что упало - то пропало", по-моему, такое встречается не только в случае "берегового права"...



полная версия страницы