Форум » История » Неравноценный обмен. Соболя на стеклянные бусы. » Ответить

Неравноценный обмен. Соболя на стеклянные бусы.

Михаил_З: Существует мнение о неравноценном обмене пушнины на всякие побрякушки, не имеющие стоимости. Но, мне так кажется, стоимость имеет то, что пользуется спросом на данной местности, и в чем есть необходимость для жизни. С этой точки зрения, большой разницы нет, менять соболей на алмазы или на стекло. В чем разница? Стеклянных бус можно даже больше привезти. Алмазы были бы хороши для формирования сокровищ, которые потом потомки могли бы пустить в дело. Но сам факт такого отношения к роскоши маловероятен среди северных кочевников. Как бы прокомментировали это мнение и отрывок, который внизу. [quote]Они привозили с собой железные товары, медные котлы – мечту каждой семьи, топоры, ножи и иголки, много всяческих украшений, которыми можно было сделать нарядной одежду. И меняли все это богатство на пушнину – шкуры соболя, куницы, песца, лисицы, бобра, белки – очень непрактичный мех, который быстро изнашивается, и поэтому почти не использовался народами Севера. Куда практичнее была одежда из оленьих шкур! Между тем, именно олени были главной добычей в межплеменных военных столкновениях. Но олени, к удивлению жителей тундры, русских совсем не интересовали. Что такое для жителя севера были изделия из металла, например, железные иголки, можно понять по такому рассказу. В предании, записанном около Жиганска, рассказывается, как один человек увидел другого в слезах: – Почему ты так горько плачешь? Сын твой разве умер? – Нет, – отвечает ему плачущий,– разве стал бы я о сыне так плакать? У меня на самом деле большое горе: единственную мою костяную иглу я сломал. Можно себе представить, сколь драгоценна была для северного жителя игла железная! Чтобы получить такой нужный в хозяйстве медный котел – его надо было наполнить до верха соболиными шкурками – говорит старинное предание, сохраненное С. Крашенинниковым. «Жители Печоры обыкновенно выплачивали за железный топор столько соболиных шкурок, сколько их, связанных вместе, московитские купцы могли протащить в отверстие топора, в которое влагается ручка». Из соболя на Руси и в Европе пошивали богатые и нарядные одежды, и ценна была пушнина – мягкая рухлядь как предмет роскоши. Соболей же в Сибири было столько, что складывались легенды о соболях, падающих с неба, и о таком их количестве, что даже женщины, идучи по воду, побивают их коромыслами. Не столь уж фантастичны эти рассказы. По свидетельству охотоведа и историка В. Н. Скалона, «в условиях хотя бы относительной безопасности соболь может достигать исключительной плотности… При благоприятных условиях, этот крайне активный хищник может прямо свести на нет многие виды…». Добыча соболя, поэтому, для коренных жителей севера труда не представляла. Поэтому интересно, что само собой сложился обмен предметов роскоши: непрактичный мех изобилующего на северной земле зверька менялся на разноцветные стеклянные бусы, колокольчики и зеркала, которые с точки зрения жителей тундры, были не то что роскошью, но самым настоящим чудом. Состоявшийся обмен обе стороны считали для себя крайне выгодным. Подобные бусы вместе с маленькими колокольчиками, казались жителям Сибири «роскошными и весьма дорогими, так, что когда московиты приближались к ним, они радостно бросались к ним навстречу, хлопали в ладоши…» Иногда, говорят о грабительском характере такого обмена. Мы знаем, как ценилась пушнина к западу от Урала. Но можем только догадываться, как использовали жители тундры бусы и металлический предметы. По всей видимости, торговый обмен шел и между племенами к востоку от Урала, и, может быть, мы просто не знаем богатых самоедов, сколотивших свои состояния – оленные стада – на русских бусах и одекуе… [/quote]

Ответов - 33, стр: 1 2 3 All

Михаил_З: При этом алтайцы вообще-то и сейчас придерживаются "традиционных верований". А каких верований придерживаются русские? И что за народ такой "алтайцы"? Миссия макария Алтайского - это одна из самых успешных миссий. И результаты у нее были. Вряд ли крещеные алтайцы вернулись к своему шаманизму. Скорее всего, они считают себя русскими, и видимо, многие были репрессированы в 20-е 30-е годы.

rspzd: Михаил_З пишет: Вряд ли крещеные алтайцы вернулись к своему шаманизму. Скорее всего, они считают себя русскими, и видимо, многие были репрессированы в 20-е 30-е годы. Отношение большевиков к шаманизму было куда более нетерпимым, нежели к православной церкви. Полный запрет. А откуда сведения о репрессиях? Ведь репрессии по национальному признаку на Алтае, насколько известно, не проводились?

Михаил_З: Там было какое-то "кулацкое восстание ойратских баев" но я не в теме.




полная версия страницы