Форум » История » Послеримская Британия и Гептархия (5-8вв.) » Ответить

Послеримская Британия и Гептархия (5-8вв.)

rspzd: По совету уважаемого Izosin'a создал тему о Британии в т.н. "темные века"

Ответов - 126, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Aurelius: Если правильно помню, вся Галлия в то время (395-425 гг.) вроде бы была под контролем Равеннского правительства. Значит, Равенна не хотела распылять силы, контролируя территорию и за Ла-Маншем?

rspzd: Aurelius пишет: Если правильно понимаю, большую отрицательную роль сыграл мятеж Магна Максима - именно это имелось в виду вот здесь Оборона северных валов постоянно слабела из-за того, что войска были нужны на юге - для отражения возможного нападения имперской армии. Этим воспользовались пикты и скотты, которые начали вторгаться даже во внутренние районы Британии. Магн Максим нанес им поражение, однако система обороны так и не была восстановлена, а сам Магн Максим с войсками двинулся на континет. Вторжения варваров продолжались. К тому же, судя по всему, активизировались саксы и фризы, которые нападали на юго-восточное побережье (т.н. саксонский берег). Из-за бардака, скорее всего, начала приходить в упадок торговля. Иными словами, Британия стала не лучшим местом для жизни еще до вывода войск и оттуда мог начаться массовый отток романского населения в Галлию.

rspzd: Если уж речь зашла о самом раннем периоде "послеримской" Британии, то какие у вас, уважаемые собеседники, есть соображения на счет того, кто управлял ею (хотя бы южной частью) после свертывания римской администрации? Церковные иерархи? Оставшиеся римляне? Местная знать?


garry: rspzd пишет: Если уж речь зашла о самом раннем периоде "послеримской" Британии, то какие у вас, уважаемые собеседники, есть соображения на счет того, кто управлял ею (хотя бы южной частью) после свертывания римской администрации? Церковные иерархи? Оставшиеся римляне? Местная знать? У Черчилля в вышеупомянутой мною книге очень поэтично (сэр Уинстон вообще так часто писал) описано, что Римская культура в Британии деградировала стремительно ещё до завоевания саксов и после 410 г. (когда Гонрий сказал лидерам Британии управлятся самим и он помощи прислать не может) управление становится полностью местным. По крайней мере я понял, что управлять стала именно местная знать, а не церковь. Черчилль даже говорит о создании особой культуры Британии 5-6 века, сильно отличающейся от римской.

rspzd: garry пишет: У Черчилля в вышеупомянутой мною книге очень поэтично (сэр Уинстон вообще так часто писал) Ну так недаром получил Нобелевскую по литературе garry пишет: По крайней мере я понял, что управлять стала именно местная знать, а не церковь. Когда св. Герман прибыл на остров в первый раз (429), то (согласно полулегендарному жизнеописанию) посрамил пелагианцев и возглавил армию язычников (??!!!), с которой нанес поражение пиктам. Предварительно язычники были им крещены. Выходит, что церковные иерархи могли играть большую роль в жизни тогдашней Британии при том, что общий уровень христианизации был невысоким (германские языческие кладбища в британских городах, языческий Уэльс и т.д.) garry пишет: Черчилль даже говорит о создании особой культуры Британии 5-6 века, сильно отличающейся от римской. Интересно, а примеры культурных достижений того времени Черчилль не приводит?

garry: rspzd пишет: Когда св. Герман прибыл на остров в первый раз (429), то (согласно полулегендарному жизнеописанию) посрамил пелагианцев и возглавил армию язычников (??!!!), с которой нанес поражение пиктам. Предварительно язычники были им крещены. Выходит, что церковные иерархи могли играть большую роль в жизни тогдашней Британии при том, что общий уровень христианизации был невысоким (германские языческие кладбища в британских городах, языческий Уэльс и т.д.) Блаженный Августин тоже побывал на острове примерно в это время и писал о упадке влияния церкви (пишу по памяти из Черчилля) rspzd пишет: Интересно, а примеры культурных достижений того времени Черчилль не приводит? Да, в воскресенье приведу цитату.

rspzd: garry пишет: Блаженный Августин тоже побывал на острове примерно в это время и писал о упадке влияния церкви (пишу по памяти из Черчилля) Черчилль, видимо, пользовался какими-то своими источниками... Августин вроде бы не покидал пределов Западного Средиземноморья Хотя мог, конечно, что-то писать о Британии, откуда был родом Пелагий и которая была оплотом его учения, обяъвленного ересью

garry: rspzd пишет: Августин вроде бы не покидал пределов Западного Средиземноморья Нет, Черчилль писал, что Августин побывал в Британии и описывал её.

Aurelius: rspzd пишет: кто управлял ею (хотя бы южной частью) после свертывания римской администрации? Может быть, в целом система управления какое-то время сохранялась, но без верховного руководства из Рима/Равенны? Все-таки это очень слаженная и удобная (как минимум - привычная) для местного римского населения система. Есть у меня предположение, что могла иметь место такая же ситуация, как на севере Галлии во 2-й пол. 5-го века, но без сильного харизматичного политика и полководца, каковым в Галлии оказался Эгидий.

Izosin: garry пишет: Нет, Черчилль писал, что Августин побывал в Британии и описывал её. Это другой Августин - не тот, который епископ Гиппона, а приор монастыря святого Андрея на Целианском холме в Риме. О нем пишет Беда (I, XXIIIи сл.): "В год от воплощения Господа 582-й императором стал Маврикий, пятьдесят четвертый после Августа; он правил двадцать один год. На десятом году его царствования понтификом Рима и апостольского престола был избран Григорий, прославленный как ученостью, так и своими деяниями, и правил он тринадцать лет, шесть месяцев и десять дней. На четырнадцатом году правления того императора, спустя 150 лет после прибытия англов в Британию, Григорий, движимый божественным наущением, послал слугу Божьего по имени Августин и с ним еще нескольких богобоязненных монахов проповедовать Слово Божие народу англов"... ну, и так далее. Было это в 596г.

Aurelius: Эх, Изосин, Изосин, убедился, что труды Гильды Премудрого и Беды Достопочтенного Вы тоже везде скупили...

Izosin: Aurelius пишет: Эх, Изосин, Изосин, убедился, что труды Гильды Премудрого и Беды Достопочтенного Вы тоже везде скупили... Ох... Но это еще несколько лет назад...

Aurelius: Izosin пишет: Ох... Но это еще несколько лет назад... Ищу эти 3 книги и надеюсь их купить - теперь уже очень хочется их приобрести, раз беседы наши вышли на Равеннский экзархат и послеримскую Британию.

Izosin: А ведь Гильдас и Беда есть в Сети: на "Восточной литературе". Эти тексты как раз приведены по алетейевским изданиям серии Pax Britannica. Впрочем, не буду спорить, иметь их на бумажном носителе - предпочтительнее.

rspzd: Aurelius пишет: Есть у меня предположение, что могла иметь место такая же ситуация, как на севере Галлии во 2-й пол. 5-го века, но без сильного харизматичного политика и полководца, каковым в Галлии оказался Эгидий. Гильдас пишет, что имел место некий совет, на котором было принято решение о призвании саксов. В жизнеописании Германа говорится, что во время второго визита в Британию (начало 440-х) он общался с неким Элафием (очевидно, бриттом), который управлял какой-то областью. Известно, что тогда же на базе бывших племенных объединений (а не городов, которые пришли в упадок) стали появляться бриттские королевства (на севере, вероятно, они появились вскоре после ухода римлян). Так что, к 440-м годам, скорее всего, южная Британия не имела централизованного управления, а главы отдельных территорий могли собираться для решения каких-то вопросов ("съезд князей"). В то же время, имелся некий "верховный тиран" Вортигерн, который пригласил саксов из-за моря. Получается картина, сильно напоминающая Киевскую Русь 10в. - конгломерат племенных образований, управляемых скандинавскими "людьми войны", которые периодически обращаются за помощью соплеменников. Аналогия условная, но, возможно, так и обстояли дела к середине века. До этого времени, вероятно, сохранялась римская администрация (с соответствующей атрибутикой), хотя в условиях нарастающего хаоса могла вырасти и роль церкви.



полная версия страницы