Форум » История » Арианство и православие римских императоров » Ответить

Арианство и православие римских императоров

Izosin: Пока Форум временно не функционирует, решил пока что здесь изложить некоторые соображения, возникшие в связи с упомянутым перед крушением Форума вопросом о причинах обращения варварских племен именно в арианство в теме о роли христианства в судьбе Римской империи. На Форуме я высказался в том смысле, что арианский вариант иерархической Троицы, с приоритетом Отца над Сыном был гораздо более понятен везеготам, остроготам, вандалам и пр.варварским народам, находившимся на момент обращения к христианству в стадии перехода от родоплеменной демократии к единоличной власти военного вождя, переросшей затем в королевскую. Обратил внимание на то, что данный принцип, в-общем-то, прослеживается и у римских императоров. Действительно, Константин Великий, склонившийся к арианскому вероисповедания, не терпел рядом с собой равных ему правителей, однако назначал своих сыновей цезарями. Его сыновья, в свою очередь, не смогли сосуществовать в равном положении, перессорились, в результате остался один август – Констанций II, который, однако, назначил цезарями сначала Галла, затем Юлиана. Следующим был язычник Юлиан, который ни соправителя-августа, ни подчиненного-цезаря не назначил. Иовиан, исповедовавший ортодоксальное христианство, правда, несколько выбивается из строя, однако правил он всего полгода и тем не менее успел назначить консулом вместе с собой малолетнего сына Варрониана, то есть уже в чем-то уравнял его с собой, что позволяет предположить планировавшийся им дальнейший карьерный рост сына. Следующий император – Валентиниан, уже через месяц после воцарения назначил равного себе соправителя – своего брата Валента. При этом православный Валентиниан уже через три года в своей части Империи возвел в ранг августа своего сына Грациана, в то время как арианин Валент II ни соправителя-августа, ни цезаря себе не подназначил. После гибели Валента православный Грациан назначил своим соправителем Феодосия, который отказался от арианства в пользу православия и, в продолжение уже сложившейся традиции, вернул западную часть Империи Валентиниана II после разгрома Максима Магна. Затем Феодосий возвел в равный своему ранг августов своих сыновей Аркадия и Гонория, разделив между ними Империю. В последующем, как известно, Империей до 476г. управляли по двое равных друг другу императоров, исповедующих никейский символ веры. Таким образом, можно заключить, что: 1. Императоры-ариане не терпели равных себе соправителей, однако, как правило, имели подчиненных им цезарей (как Бог-Сын подобен, но не равен Богу-Отцу). 2. Императоры-ортодоксы, как правило, назначали равных себе соправителей (как Бог-Сын равен Богу-Отцу). 3. Император-язычник (Юлиан) не имел ни равных, ни подчиненных соправителей. Любопытен в этой связи эпизод, описанный Феодоритом Кирским (Церковная история, V, 16): «… к нему (Феодосию) пришел дивный Амфилохий, о котором часто было упоминаемо, и ходатайствовал, чтобы из города были изгнаны сборища арианские. Царь эту просьбу счел довольно жестокою и не принял ее. Но мудрейший Амфилохий, не сказав тогда ни слова, выдумал потом достопамятную хитрость. Быв опять в царских палатах и увидев, что подле царя стоит сын его Аркадий, недавно провозглашенный также царем, по обычаю самого-то царя приветствовал, а относительно сына не выполнил приличных форм почтения. Царь, подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему подойти и приветствовать Аркадия. Но тот отвечал, что достаточно чести, выраженной и ему самому. Когда же раздосадованный этим Феодосии бесчестие своего сына назвал оскорблением себя, мудрейший Амфилохии открыл наконец цель своего поступка и гласно сказал: "Видишь, Государь, как несносно для тебя бесчестие сына, как сильно гневаешься ты на оскорбляющих его: поверь же, что и Бог всяческих отвращается от тех, которые хулят Сына Его единородного, и ненавидит людей, оказавшихся неблагодарными к Спасителю и Благодетелю". Тогда царь все понял и, подивившись поступку и словам Амфилохия, тотчас написал указ, которым запрещалось еретикам делать собрания».

Ответов - 462, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 All

Sulpicius : Вопрос о браке Атаульфа и Галлы Плацидии весьма интересн. Посмотрел у Олимпиодора и Павла Орозия, у них этот аспект никак не освещается. Другие источники мне сейчас недоступны.

Izosin: Равно о вероисповедании брачующихся не упоминают Исидор Севильский, Иордан (правда, он указывает, что брак был "законным"), Прокопий, Приск Панийский. Евагрий Схоластик и Феодорит Киррский вообще не упоминают о браке. А Феофан Византиец вообще излагает весьма оригинальную версию: "В сем году Гонорий произвел беспокойства и волнение в Риме. Маловажные обстоятельства вооружили его против граждан и, не владея собою от гнева, он удалился в Равенну, приморский город Италии, откуда послал в Рим с великим войском одного варвара, родом Гата, пользовавшегося у него большою силою, приказал ему грабить и оскорблять всячески проступившихся против него, и Рим, осажденный им, чуть было совершенно не погиб. Аларих принял сторону сенаторов и, захвативши всю казну дворца и сестру Гонория по отцу, Плацидию, еще маленькую девочку, услал ее домой к своему народу в Галлию. Но Констанций, один из спутников Алариха, которому поручена была царевна Плацидия, бежал с нею и привел ее к императору Гонорию, который, в награду за то, сделал его сенатором, в непродолжительном времени выдал за него оную и провозгласил царем. Плацидия родила ему сына, которого назвали Валентинианом меньшим. Констанций, споборствуя с Гонорием, очистил Рим от бунтовщиков взял домы их в казну и, таким образом, успокоил город." Такой вот адаптированный вариант.

Sulpicius : Главное знать, о чем не нужно писать, а уж слова всегда найдутся. Интересно указание на Констанция как на спутника Алариха. Личность Галлы Плацидии очень интересна, наверное, последняя яркая женская политическая личность в Римской империи. Пульхерия все-таки была менее политизирована, поскольку в большей степени, нежели ее тетка, была увлечена религией.


Izosin: Я предполагаю, что поскольку вышеуказанные историки не упоминают о вероисповедании Атаульфа при заключении брака, то сама эта фигура умолчания свидетельствует о том, что он остался арианином. В противном случае (если бы он перешел в православие) этот факт, напротив, всячески бы выпячивался.

Izosin: Sulpicius wrote: Личность Галлы Плацидии очень интересна, наверное, последняя яркая женская политическая личность в Римской империи. Пульхерия все-таки была менее политизирована, поскольку в большей степени, нежели ее тетка, была увлечена религией. Хм, ее дочурка Гонория, в свете заочного предложения Аттиле руки, средца и полцарства в придачу, - тоже весьма колоритный персонаж. Это, наверное, наследственное. Видимо, способности Феодосия Великого передавались исключительно по женской линии. Действительно, с одной стороны: весьма (по тем временам) деятельные натуры - Галла Плацидия, Гонория, та же Пульхерия - с другой: полудремотные Аркадий, Гонорий, Феодосий Младший, Валентиниан III.

Felix: А может вопрос вероисповедания Атаульфа и Галлы был не самым важным. Возможно церемония заключения брака проходило по арианскому обряду (кстати описание обрядов ариан и православных нигде не встреча), а Галла просто оставалась православной.

Izosin: Felix wrote: А может вопрос вероисповедания Атаульфа и Галлы был не самым важным. Я думаю, если бы Атаульф перешел в православие, это было бы очень важно для последующих римско-готских отношений.

Sulpicius : Izosin wrote: Хм, ее дочурка Гонория, в свете заочного предложения Аттиле руки, средца и полцарства в придачу, - тоже весьма колоритный персонаж. Галла Плацидия была чистой воды политиком, в отличие от светски беззаботной Гонории и набожной Пульхерии.

Izosin: Sulpicius wrote: Галла Плацидия была чистой воды политиком, в отличие от светски беззаботной Гонории и набожной Пульхерии. Всё же, по-моему, в регентство Галлы Плацидии государством фактически управлял Аэций, а Пульхерия, на мой взгляд, напротив, руководила Феодосием, просто не выставляла себя в первый ряд. А светская беззаботность Гонории послужила, пусть и формальным, поводом для таких сдвигов, последствия которых давали себя знать еще как минимум тысячелетие (я имею в виду вторжение Аттилы именно в Западную, а не в Восточную империю).

Sulpicius : Гонория заслуживает резких слов от всех, кого судьба Империи искренее печалит - потому как ее взбалмошные действия действительно повлияли на изменение хода истории. Ну что, нельзя было найти ей в мужья какого-нибудь Геркулана с самого начала?!! В отношении Пульхерии все не так просто. Если правильно понимаю, семейство Ардабура и Аспара уже при Феодосии II получило фактическую власть в Константинополе, подтверждением чему тот факт, что они влияли на призвание к власти Маркиана и Льва I. Поэтому Пульхерия представляется не столь самостоятельной фигурой. Впрочем, к представителям законной династии Ардабур и Аспар явно относились с почтением. А Галла Плацидия явно старалась вести самостоятельную политику - если правильно понимаю, она стравливала Аэция и Бонифация.

Izosin: Sulpicius wrote: А Галла Плацидия явно старалась вести самостоятельную политику - если правильно понимаю, она стравливала Аэция и Бонифация. А у меня сложилось впечатление, что скорее Аэций использовал Галлу Плацидию. Впрочем, это впечатление может быть ошибочным.

Sulpicius : Вот уж тут точно - политическая близорукость Галлы Плацидии и непродуманность ее действий имели самые печальные последствия для Империи. Все-таки вандалы захватили Африку, что уже создавало угрозу поставкам хлеба в Италию, даже если бы они и не пошли войной на него - то есть вторжение вандалов, спровоцированное Бонифацием (если правильно помню), обеззащитило тыл Рима. Однако думаю, что если бы вандалы в 455 г. не взяли Рим, Империя могла бы еще существовать. У меня создается впечатление того, что при Валентиниане III в Империи установилась некоторая стабильность, пусть даже и без его личного участия. Поэтому после его убийства вполне могли избрать нового императора (или призвать Маркиана, хотя вряд ли его признали бы на Западе), и все продолжилось бы обычным чередом. К тому же падение Рима, если правильно помню, сильно обусловило сепаратизм важнейших провинций, к примеру - Галлии, заставив галло-римскую знать окончательно переориентироваться с Рима на королевство вестготов. Так что о Галле Плацидии можно сказать только самые горькие слова - она оказалась злой героиней Рима и Империи.

Izosin: Кстати, везеготский король Теодерих вроде как собирался пойти войной на Гейзериха, чтобы отомстить за оскорбление, нанесенное его дочери. На мой взгляд, везеготы вполне могли бы разгромить вандалов, и это в какой-то степени обезопасило бы тыл Империи, поскольку везеготы вели себя по отношению к ней достаточно лояльно (во всяком случае, не сравнить с вандалами). Помешало же везеготам вторжение Аттилы в Галлию - то есть в какой-то мере последствия поведения Гонории. Хотя вроде бы как хитрый Гейзерих и сам провоцировал Аттилу на вторжение. Вообще мне представляется, что для сохранения Империи на Западе большую роль мог бы сыграть союз римлян именно с везеготами, и в этой связи вызывает огорчение смерть маленького Феодосия - сына Атаульфа и Галлы Плацидии. Имея неоспоримые права на трон после смерти Гонория и будучи поддержанным везеготами (наверное, самой сильной германской нацией в этот период) он имел бы шанс удержать Империю от развала.

Felix: Izosin wrote: Вообще мне представляется, что для сохранения Империи на Западе большую роль мог бы сыграть союз римлян именно с везеготами, и в этой связи вызывает огорчение смерть маленького Феодосия - сына Атаульфа и Галлы Плацидии. Имея неоспоримые права на трон после смерти Гонория и будучи поддержанным везеготами (наверное, самой сильной германской нацией в этот период) он имел бы шанс удержать Империю от развала. Таким образом мы увидели союз православных и ариан. А это вряд ли понравилось бы на востоке империи. Вообще мне кажется, что Восток не был заинтересован в сильном Западе и причины лежат в том, что влияние на империю оказывали именно германские вожди, которым не было выгодно усиление Запада в ущерб своей власти. Политика Феодосия "большого друга готов и мира" этому только способствовала. И здесь наверное уместно отметить, что Аэций и Бонифаций такой власти не достигли при всем том, что они имели.

Felix: К предвдущему. Сын Атаульфа и галлы вряд ли мог расчитывать на поддержку или признание Константинополя. Если он стал бы императором Рима и королем везеготов, то на западе было бы создано мошнейшее государство, которому было под силу не только вернуть Африку и востановить границы западной империи, но составить серьезнейшую конкуренцию Константинополю. Единственно, что меня смущает это вопрос веры, по сведениям на территории королевства везеготов не было гонений на православных, в отличае от вандальского королевства, может веротерпимость привела бы миру в этом государстве, а может и привело к примирению религий путем нового Собора. Хотя в тот момент такой масштабный конфликт на религиозной почве выглядит мало перспективный. А веротерпимость более логичной.



полная версия страницы