Форум » История » Арианство и православие римских императоров » Ответить

Арианство и православие римских императоров

Izosin: Пока Форум временно не функционирует, решил пока что здесь изложить некоторые соображения, возникшие в связи с упомянутым перед крушением Форума вопросом о причинах обращения варварских племен именно в арианство в теме о роли христианства в судьбе Римской империи. На Форуме я высказался в том смысле, что арианский вариант иерархической Троицы, с приоритетом Отца над Сыном был гораздо более понятен везеготам, остроготам, вандалам и пр.варварским народам, находившимся на момент обращения к христианству в стадии перехода от родоплеменной демократии к единоличной власти военного вождя, переросшей затем в королевскую. Обратил внимание на то, что данный принцип, в-общем-то, прослеживается и у римских императоров. Действительно, Константин Великий, склонившийся к арианскому вероисповедания, не терпел рядом с собой равных ему правителей, однако назначал своих сыновей цезарями. Его сыновья, в свою очередь, не смогли сосуществовать в равном положении, перессорились, в результате остался один август – Констанций II, который, однако, назначил цезарями сначала Галла, затем Юлиана. Следующим был язычник Юлиан, который ни соправителя-августа, ни подчиненного-цезаря не назначил. Иовиан, исповедовавший ортодоксальное христианство, правда, несколько выбивается из строя, однако правил он всего полгода и тем не менее успел назначить консулом вместе с собой малолетнего сына Варрониана, то есть уже в чем-то уравнял его с собой, что позволяет предположить планировавшийся им дальнейший карьерный рост сына. Следующий император – Валентиниан, уже через месяц после воцарения назначил равного себе соправителя – своего брата Валента. При этом православный Валентиниан уже через три года в своей части Империи возвел в ранг августа своего сына Грациана, в то время как арианин Валент II ни соправителя-августа, ни цезаря себе не подназначил. После гибели Валента православный Грациан назначил своим соправителем Феодосия, который отказался от арианства в пользу православия и, в продолжение уже сложившейся традиции, вернул западную часть Империи Валентиниана II после разгрома Максима Магна. Затем Феодосий возвел в равный своему ранг августов своих сыновей Аркадия и Гонория, разделив между ними Империю. В последующем, как известно, Империей до 476г. управляли по двое равных друг другу императоров, исповедующих никейский символ веры. Таким образом, можно заключить, что: 1. Императоры-ариане не терпели равных себе соправителей, однако, как правило, имели подчиненных им цезарей (как Бог-Сын подобен, но не равен Богу-Отцу). 2. Императоры-ортодоксы, как правило, назначали равных себе соправителей (как Бог-Сын равен Богу-Отцу). 3. Император-язычник (Юлиан) не имел ни равных, ни подчиненных соправителей. Любопытен в этой связи эпизод, описанный Феодоритом Кирским (Церковная история, V, 16): «… к нему (Феодосию) пришел дивный Амфилохий, о котором часто было упоминаемо, и ходатайствовал, чтобы из города были изгнаны сборища арианские. Царь эту просьбу счел довольно жестокою и не принял ее. Но мудрейший Амфилохий, не сказав тогда ни слова, выдумал потом достопамятную хитрость. Быв опять в царских палатах и увидев, что подле царя стоит сын его Аркадий, недавно провозглашенный также царем, по обычаю самого-то царя приветствовал, а относительно сына не выполнил приличных форм почтения. Царь, подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему подойти и приветствовать Аркадия. Но тот отвечал, что достаточно чести, выраженной и ему самому. Когда же раздосадованный этим Феодосии бесчестие своего сына назвал оскорблением себя, мудрейший Амфилохии открыл наконец цель своего поступка и гласно сказал: "Видишь, Государь, как несносно для тебя бесчестие сына, как сильно гневаешься ты на оскорбляющих его: поверь же, что и Бог всяческих отвращается от тех, которые хулят Сына Его единородного, и ненавидит людей, оказавшихся неблагодарными к Спасителю и Благодетелю". Тогда царь все понял и, подивившись поступку и словам Амфилохия, тотчас написал указ, которым запрещалось еретикам делать собрания».

Ответов - 462, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 All

Sulpicius : То, что языческая культура не подавлялась тотально - это, бесспорно, достижение правительств преемников Юлиана. Однако факт полного изъятия языческих символов из государственной символики (алтарь Победы) свидетельствует о том, что борьбой с язычниками на государственном уровне Феодосий и его сыновья заботились как минимум не меньше, чем борьбой с арианами.

Felix: Арианство опасней оно вносит разлад в клир.

Sulpicius : А язычество снижает интерес к христианству в целом - тоже весьма серьезно.


Izosin: Sulpicius wrote: Правильно помню, что язычество он тоже не преследовал? Не преследовал. Были, правда, запрещены колдовство, ворожбы (кроме одобенных старинными традициями - например, гаруспиции) и ночные жертвоприношения (кроме элевсинских мистерий). Но примерно такие же запреты были и в языческом Риме, поскольку вызывались не религиозными, а полицейскими причинами.

Sulpicius : Вообще-то хочу еще раз отметить, что религиозная политика римских императоров 2-й пол. 4-го века отличалась реальной веротерпимостью.

Izosin: Sulpicius wrote: Чем руководствовался Феодосий - своими религиозными предпочтениями или политическими соображениями о необходимости единства Империи? В подтверждение 2-го довода - его запрет алтаря Победы и окончательное поражение языческой партии. Алтарь Победы распорядился вынести еще Грациан (это во второй раз, в первый раз - Констанций II). Влиятельные язычники (Симмах, Претекстат) ходатайствовали перед Валентинианом II и Юстиной об отмене этого распоряжения, но Амвросию удалось добиться отказа в его удовлетворении. А в религиозных вопросах Феодосий, по-моему, руководствовался именно своими религиозными предпочтениями. Кроме того, к единству Империи он, как мне кажется, особо и не стремился, скорее наоборот.

Sulpicius : Тем не менее, если правильно помню, оппозиция политике Феодосия носила языческий характер. Имею в виду выступление Евгения.

Izosin: Sulpicius wrote: Вообще-то хочу еще раз отметить, что религиозная политика римских императоров 2-й пол. 4-го века отличалась реальной веротерпимостью. В эти временные рамки укладываются Валент и Феодосий, но их-то вряд ли можно назвать веротерпимыми.

Sulpicius : Ну согласитесь - разрешение языческим кругам исповедывать старинную религию, так, что язычество было лишено только статуса государственной религии, весьма веротерпимо, особенно на фоне того, как было запрещено в предыдущих веках христианство.

Izosin: Видимо, и Валент и Феодосий к язычеству относились терпимо, поскольку больше были заняты искоренением того, что почитали ересью. Любопытный пассаж содержится в Утешительном слове Амвросия Медиоланского на смерть императора Валентиниана Младшего (судя по всему, речь идет о восстановлении Алтаря Победы): "Когда язычники требовали восстановления своих священных прав, на что все христиане согласны были, тогда Валентиниан, как Даниил, возбудил в себе Дух Божий и один обличал христиан в вероломстве, и в возражение язычникам говорил: что благочестивый мой брат у вас отнял, то как могу я возвратить вам? Ибо этим обижена была бы и вера, и брат, ниже кого в благочестии я не хочу быть. Когда стали ставить ему в пример его отца, утверждая, что в его времена никто не отнимал каких-либо преимуществ, тогда отвечал им на то: вы хвалите моего родителя за то, что он не отнимал, но и я не отнял. Скажите, что родитель мой возвратил, чтобы и я по примеру его также возвратил? Но хотя бы родитель и возвратил, но брат мой отнял: в данном случае хочу я последовать лучше последнему. Родитель мой был император, и брат был также император: обоим принадлежит равное почтение, у обоих равные благодеяния в республике. Поэтому я буду и следовать обоим, не отдам, чего отец мой не мог отдать, ибо никто не отнимал, и также сохраню уставленное братом. Пусть требует от меня Рим другого чего-либо, я дорожу любовью к родителю, но больше дорожу послушанием виновнику спасения. "

Izosin: Sulpicius wrote: если правильно помню, оппозиция политике Феодосия носила языческий характер. Имею в виду выступление Евгения. Безусловно, язычество воспользовалось узурпацией Евгения, что ярко видно из очередного восстановления Алтаря Победы (Вы правы, уважаемый Сульпиций, видимо, Феодосий еще раз его выносил ). Однако язычество самого Евгения - еще не факт.

Sulpicius : Судя по всему, расчет оказался верным - язычество постепенно сошло на нет само по себе. Возможно, прямой запрет сделал бы языческую религию более првлекательной для широких народных масс, а так, если правильно понимаю, языческих традиций придерживались только часть сенаторской аристократии и отдельные интеллектуалы.

Izosin: А в сельской местности, если не ошибаюсь, язычество искоренялось всё же более интенсивно, чем в городах.

Sulpicius : Не исключено, что для сенаторской аристократии демонстрация приверженности язычеству была формой сдержанной антиимператорской оппозиции. Сужу по тому, что полностью преданные императорской власти семьи - и Аниции в первую очередь - перешли в христианство вскоре после издания Миланского эдикта.

Izosin: А вот такой любопытный вопрос относительно брака Атаульфа и Галлы Плацидии. Галла, понятное дело, была православной, а Атаульф, по-видимому, арианином. Судя по всему, Галла вероисповедание не меняла. А вот как с Атаульфом? Переходил ли он в православие и как к этому отнеслась везеготская знать (да и не только знать)? А если не переходил, то как заключался такой брак (какой священник проводил обряд)?



полная версия страницы