Форум » История » Арианство и православие римских императоров » Ответить

Арианство и православие римских императоров

Izosin: Пока Форум временно не функционирует, решил пока что здесь изложить некоторые соображения, возникшие в связи с упомянутым перед крушением Форума вопросом о причинах обращения варварских племен именно в арианство в теме о роли христианства в судьбе Римской империи. На Форуме я высказался в том смысле, что арианский вариант иерархической Троицы, с приоритетом Отца над Сыном был гораздо более понятен везеготам, остроготам, вандалам и пр.варварским народам, находившимся на момент обращения к христианству в стадии перехода от родоплеменной демократии к единоличной власти военного вождя, переросшей затем в королевскую. Обратил внимание на то, что данный принцип, в-общем-то, прослеживается и у римских императоров. Действительно, Константин Великий, склонившийся к арианскому вероисповедания, не терпел рядом с собой равных ему правителей, однако назначал своих сыновей цезарями. Его сыновья, в свою очередь, не смогли сосуществовать в равном положении, перессорились, в результате остался один август – Констанций II, который, однако, назначил цезарями сначала Галла, затем Юлиана. Следующим был язычник Юлиан, который ни соправителя-августа, ни подчиненного-цезаря не назначил. Иовиан, исповедовавший ортодоксальное христианство, правда, несколько выбивается из строя, однако правил он всего полгода и тем не менее успел назначить консулом вместе с собой малолетнего сына Варрониана, то есть уже в чем-то уравнял его с собой, что позволяет предположить планировавшийся им дальнейший карьерный рост сына. Следующий император – Валентиниан, уже через месяц после воцарения назначил равного себе соправителя – своего брата Валента. При этом православный Валентиниан уже через три года в своей части Империи возвел в ранг августа своего сына Грациана, в то время как арианин Валент II ни соправителя-августа, ни цезаря себе не подназначил. После гибели Валента православный Грациан назначил своим соправителем Феодосия, который отказался от арианства в пользу православия и, в продолжение уже сложившейся традиции, вернул западную часть Империи Валентиниана II после разгрома Максима Магна. Затем Феодосий возвел в равный своему ранг августов своих сыновей Аркадия и Гонория, разделив между ними Империю. В последующем, как известно, Империей до 476г. управляли по двое равных друг другу императоров, исповедующих никейский символ веры. Таким образом, можно заключить, что: 1. Императоры-ариане не терпели равных себе соправителей, однако, как правило, имели подчиненных им цезарей (как Бог-Сын подобен, но не равен Богу-Отцу). 2. Императоры-ортодоксы, как правило, назначали равных себе соправителей (как Бог-Сын равен Богу-Отцу). 3. Император-язычник (Юлиан) не имел ни равных, ни подчиненных соправителей. Любопытен в этой связи эпизод, описанный Феодоритом Кирским (Церковная история, V, 16): «… к нему (Феодосию) пришел дивный Амфилохий, о котором часто было упоминаемо, и ходатайствовал, чтобы из города были изгнаны сборища арианские. Царь эту просьбу счел довольно жестокою и не принял ее. Но мудрейший Амфилохий, не сказав тогда ни слова, выдумал потом достопамятную хитрость. Быв опять в царских палатах и увидев, что подле царя стоит сын его Аркадий, недавно провозглашенный также царем, по обычаю самого-то царя приветствовал, а относительно сына не выполнил приличных форм почтения. Царь, подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему подойти и приветствовать Аркадия. Но тот отвечал, что достаточно чести, выраженной и ему самому. Когда же раздосадованный этим Феодосии бесчестие своего сына назвал оскорблением себя, мудрейший Амфилохии открыл наконец цель своего поступка и гласно сказал: "Видишь, Государь, как несносно для тебя бесчестие сына, как сильно гневаешься ты на оскорбляющих его: поверь же, что и Бог всяческих отвращается от тех, которые хулят Сына Его единородного, и ненавидит людей, оказавшихся неблагодарными к Спасителю и Благодетелю". Тогда царь все понял и, подивившись поступку и словам Амфилохия, тотчас написал указ, которым запрещалось еретикам делать собрания».

Ответов - 462, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 All

Aurelius: Его переписка с епископами, пресвитерами, мирянами, для которых он был наставником и духовным отцом, прежде всего - переписка с Павлой и ее дочерьми, а также другими знатными римлянами.

Izosin: Вот есть на русском: Письмо к Магну, великому оратору города Рима: http://media.utmn.ru/library_view_book.php?chapter_num=31&bid=342 Письмо к Паммахию о наилучшем способе перевода: http://portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=15 Сказание о добродетелях блаженной Павлы: http://www.krotov.info/library/i/ieronim/pavla.html

Aurelius: Спасибо Вам еще раз, посмотрел эти ссылки. Однако начинаю склоняться к тому, чтобы купить эту книгу с приложенными письмами.


Izosin: Aurelius пишет: Однако начинаю склоняться к тому, чтобы купить эту книгу с приложенными письмами. Бесспорно - это лучший вариант.

Izosin: Izosin пишет: Я думаю, если бы Атаульф перешел в православие, это было бы очень важно для последующих римско-готских отношений. Вот, кстати, "портрет" Атаульфа: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/79/Ata%C3%BAlfo_01.jpg Мадрид, Ф.Кастро, 1750-53 (видимо, это "другой" Ф.Кастро).

Izosin: Izosin пишет: Любопытно созвучие имен Вортигерна и Фритигерна (победителя при Адрианополе), хотя первый кельт, а второй германец. rspzd пишет: Izosin пишет: цитата: хотя первый кельт Скорее, он как раз был германцем. Уважаемый rspzd, хотя я прочитал информацию по данным Вами ссылкам, всё же хотел бы высказать такое соображение, не претендуя, конечно, на его безусловную истинность. Так, версия... Имя "Вортигерн", конечно, германское, но разве в это время кельт не мог иметь германского имени? Ведь в Vв. использование иностранных (иноплеменных) имен не было таким уж редким явлением. Если я не ошибаюсь, даже Аттила и Бледа - германские (готские) имена. Я, правда, не знаток готского языка, но, если правильно помню, Atha по-готски значит "отец" и использовалось в составе готских имен (напр., Атанарих, Атаульф), а -ila - уменьшительно-ласкательный суффикс (напр., апостол готов Ульфила/Вульфила - волчонок). Таким образом, Аттила - что-то вроде "папа" или "батя" (не знаю, какой еще русский эквивалент можно подобрать). Да и римляне использовали греческие, а после принятия христианства - и еврейские имена. Если уж отец Аттилы дал своему сыну германское имя, то подобное же явление могло иметь место и в отношении кельта. Еще раз оговариваюсь, что это лишь практически бездоказательная гипотеза.

rspzd: Izosin пишет: Atha по-готски значит "отец" Я как-то всегда думал, что "ата" это отец по-тюркски...

Aurelius: Izosin пишет: Да и римляне использовали греческие, а после принятия христианства - и еврейские имена. К слову - весьма удивился недавно, поняв, насколько распространенным стало среди римской знати имя "Иоанн" в кон. 4-го и нач. 5-го века.

Izosin: rspzd пишет: Izosin пишет: цитата: Atha по-готски значит "отец" Я как-то всегда думал, что "ата" это отец по-тюркски... Ошибочка вышла: по-готски "отец" - atta. Впрочем, в данном контексте это несущественно. http://www.wulfila.be/lib/streitberg/1910/HTML/B013.html

rspzd: Подозреваю, что во всех (в большинстве) индоевропейских и тюркских языках "отец" будет звучать примерно так же

Izosin: То есть имеют корень "ат"?

rspzd: Izosin пишет: То есть имеют корень "ат"? Скорее, "атэ" в разных вариантах



полная версия страницы