Форум » История » Арианство и православие римских императоров » Ответить

Арианство и православие римских императоров

Izosin: Пока Форум временно не функционирует, решил пока что здесь изложить некоторые соображения, возникшие в связи с упомянутым перед крушением Форума вопросом о причинах обращения варварских племен именно в арианство в теме о роли христианства в судьбе Римской империи. На Форуме я высказался в том смысле, что арианский вариант иерархической Троицы, с приоритетом Отца над Сыном был гораздо более понятен везеготам, остроготам, вандалам и пр.варварским народам, находившимся на момент обращения к христианству в стадии перехода от родоплеменной демократии к единоличной власти военного вождя, переросшей затем в королевскую. Обратил внимание на то, что данный принцип, в-общем-то, прослеживается и у римских императоров. Действительно, Константин Великий, склонившийся к арианскому вероисповедания, не терпел рядом с собой равных ему правителей, однако назначал своих сыновей цезарями. Его сыновья, в свою очередь, не смогли сосуществовать в равном положении, перессорились, в результате остался один август – Констанций II, который, однако, назначил цезарями сначала Галла, затем Юлиана. Следующим был язычник Юлиан, который ни соправителя-августа, ни подчиненного-цезаря не назначил. Иовиан, исповедовавший ортодоксальное христианство, правда, несколько выбивается из строя, однако правил он всего полгода и тем не менее успел назначить консулом вместе с собой малолетнего сына Варрониана, то есть уже в чем-то уравнял его с собой, что позволяет предположить планировавшийся им дальнейший карьерный рост сына. Следующий император – Валентиниан, уже через месяц после воцарения назначил равного себе соправителя – своего брата Валента. При этом православный Валентиниан уже через три года в своей части Империи возвел в ранг августа своего сына Грациана, в то время как арианин Валент II ни соправителя-августа, ни цезаря себе не подназначил. После гибели Валента православный Грациан назначил своим соправителем Феодосия, который отказался от арианства в пользу православия и, в продолжение уже сложившейся традиции, вернул западную часть Империи Валентиниана II после разгрома Максима Магна. Затем Феодосий возвел в равный своему ранг августов своих сыновей Аркадия и Гонория, разделив между ними Империю. В последующем, как известно, Империей до 476г. управляли по двое равных друг другу императоров, исповедующих никейский символ веры. Таким образом, можно заключить, что: 1. Императоры-ариане не терпели равных себе соправителей, однако, как правило, имели подчиненных им цезарей (как Бог-Сын подобен, но не равен Богу-Отцу). 2. Императоры-ортодоксы, как правило, назначали равных себе соправителей (как Бог-Сын равен Богу-Отцу). 3. Император-язычник (Юлиан) не имел ни равных, ни подчиненных соправителей. Любопытен в этой связи эпизод, описанный Феодоритом Кирским (Церковная история, V, 16): «… к нему (Феодосию) пришел дивный Амфилохий, о котором часто было упоминаемо, и ходатайствовал, чтобы из города были изгнаны сборища арианские. Царь эту просьбу счел довольно жестокою и не принял ее. Но мудрейший Амфилохий, не сказав тогда ни слова, выдумал потом достопамятную хитрость. Быв опять в царских палатах и увидев, что подле царя стоит сын его Аркадий, недавно провозглашенный также царем, по обычаю самого-то царя приветствовал, а относительно сына не выполнил приличных форм почтения. Царь, подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему подойти и приветствовать Аркадия. Но тот отвечал, что достаточно чести, выраженной и ему самому. Когда же раздосадованный этим Феодосии бесчестие своего сына назвал оскорблением себя, мудрейший Амфилохии открыл наконец цель своего поступка и гласно сказал: "Видишь, Государь, как несносно для тебя бесчестие сына, как сильно гневаешься ты на оскорбляющих его: поверь же, что и Бог всяческих отвращается от тех, которые хулят Сына Его единородного, и ненавидит людей, оказавшихся неблагодарными к Спасителю и Благодетелю". Тогда царь все понял и, подивившись поступку и словам Амфилохия, тотчас написал указ, которым запрещалось еретикам делать собрания».

Ответов - 462, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 All

Izosin: Aurelius пишет: Если правильно понимаю, Вы обращаете внимание на то, что две одноименные провинции были в разных диоцезах. Да, поскольку одноименные провинции в одном диоцезе - не редкость, правда, различающиеся порядковыми номерами или каким-нибудь иным уточняющим признаком. А с Валериями такого, кажется, не наблюдается. Впрочем, где-то (не помню где) встречал название придунайской привинции Valeria с эпитетом Ripensa (Прибрежная). Кстати, судя по цветовому оформлению карты, ссылку на которую я приводил выше, придунайская Valeria - единственная провинция, в которой не было гражданской администрации. Видимо, в провинции была только военная администрация; на карте хорошо видно ее стратегической положение: поворот Дуная на юг, близкое расстояние к восточным проходам в Италию.

Izosin: Izosin пишет: Вот карта, составленная по Notitia Dignitatum: http://members.ozemail.com.au/~igmaier/map.htm Однако на этой карте Константинополь не выделен, подобно Риму, в отдельную область, хотя имел такой же статус. А ведь Notitia Dignitatum составлена много позже не только Диоклетиана, но и Константина.

Izosin: Izosin пишет: Интересно отметить наличие двух провинций с названием Valeria А не связано ли название этих двух провинций с именами Гая Аврелия Валерия Диоклетиана и Марка Аврелия Валерия Максимиана?


Izosin: Вопрос, на первый взгляд, не совсем по теме: кто-нибудь смотрел фильм "Король Артур"? Вот этот: http://www.kinopoisk.ru/level/1/id_film/22138/view_sinopsys/ok/ Есть интересные соображения...

Aurelius: Izosin пишет: А не связано ли название этих двух провинций с именами Гая Аврелия Валерия Диоклетиана и Марка Аврелия Валерия Максимиана? Интересное предположение. :) Однако не думаю, что есть связь - поелику не вижу других примеров называния провинций именами императоров. Могу и ошибаться. :)

Aurelius: Izosin пишет: Вопрос, на первый взгляд, не совсем по теме: кто-нибудь смотрел фильм "Король Артур"? Вот этот: Фильм не смотрел, но хочу сказать... :) Izosin пишет: Есть интересные соображения... Соображения о чем? О римских корнях Артура? Есть версия, что он потомок одного из сынов Магна Максима.

Aelia: поелику не вижу других примеров называния провинций именами императоров. Flavia Caesariensis

Aurelius: А это точно в честь кого-то из Флавиев? Спрашиваю потому, что имя Флавиев стало почти нарицательным. Хотя - ведь эта провинция была в Британии? Тогда она могла быть названа в честь Флавия Констанция Хлора.

Aelia: Aurelius пишет: А это точно в честь кого-то из Флавиев? Не знаю точно. А какие есть варианты? Спрашиваю потому, что имя Флавиев стало почти нарицательным. Это как?

Aurelius: Судя по всему, с определенного момента номен "Флавий" стал обязательной частью имени императоров и высоких чиновников.

Izosin: Aurelius пишет: Однако не думаю, что есть связь - поелику не вижу других примеров называния провинций именами императоров. Так ведь Диоклетиан и создавал эти провинции (точнее, реорганизовывал) и, поскольку нарезал их больше, чем их было до него, имел возможность называть вновь созданные. Если не ошибаюсь, как раз провинций с названием Valeria до Диоклетиана и не было.

Izosin: Aurelius пишет: Фильм не смотрел, но хочу сказать... :) Ну вот, на самом интересном месте... Aurelius пишет: Соображения о чем? О римских корнях Артура? Есть версия, что он потомок одного из сынов Магна Максима. Нет, о другом. Но я не знаю, будет ли это интересно, если не смотреть фильм.

Aurelius: Izosin пишет: Нет, о другом. А-а-а... :) :) :)

Aurelius: Izosin пишет: Так ведь Диоклетиан и создавал эти провинции (точнее, реорганизовывал) и, поскольку нарезал их больше, чем их было до него, имел возможность называть вновь созданные. Ну, на самом деле не удивлюсь, если окажется, что эти провинции названы именем Диоклециана - мне кажется, что это хорошо вписывается в идеологию домината. P.S. Пользуюсь случаем написать имя Диоклециана... :)

Izosin: Izosin пишет: Если не ошибаюсь, как раз провинций с названием Valeria до Диоклетиана и не было. Если сравнить с додиоклетиановскими провинциями, то италийская Валерия отрезана от Самния, а придунайская - главным образом от Нижней Паннонии и частично (на севере) - от Верхней Паннонии. Местом рождения ни Диоклетиана, ни Максимиана ни одна из Валерий, вроде бы, не были: Диоклетиан родился в Далмации, а Максимиан хотя и в Паннонии, но в окрестностях Сирмия, то есть в той части, которая вошла в провинцию Pannonia II, а не Valeria. Может быть, они там служили?



полная версия страницы