Форум » История » Арианство и православие римских императоров » Ответить

Арианство и православие римских императоров

Izosin: Пока Форум временно не функционирует, решил пока что здесь изложить некоторые соображения, возникшие в связи с упомянутым перед крушением Форума вопросом о причинах обращения варварских племен именно в арианство в теме о роли христианства в судьбе Римской империи. На Форуме я высказался в том смысле, что арианский вариант иерархической Троицы, с приоритетом Отца над Сыном был гораздо более понятен везеготам, остроготам, вандалам и пр.варварским народам, находившимся на момент обращения к христианству в стадии перехода от родоплеменной демократии к единоличной власти военного вождя, переросшей затем в королевскую. Обратил внимание на то, что данный принцип, в-общем-то, прослеживается и у римских императоров. Действительно, Константин Великий, склонившийся к арианскому вероисповедания, не терпел рядом с собой равных ему правителей, однако назначал своих сыновей цезарями. Его сыновья, в свою очередь, не смогли сосуществовать в равном положении, перессорились, в результате остался один август – Констанций II, который, однако, назначил цезарями сначала Галла, затем Юлиана. Следующим был язычник Юлиан, который ни соправителя-августа, ни подчиненного-цезаря не назначил. Иовиан, исповедовавший ортодоксальное христианство, правда, несколько выбивается из строя, однако правил он всего полгода и тем не менее успел назначить консулом вместе с собой малолетнего сына Варрониана, то есть уже в чем-то уравнял его с собой, что позволяет предположить планировавшийся им дальнейший карьерный рост сына. Следующий император – Валентиниан, уже через месяц после воцарения назначил равного себе соправителя – своего брата Валента. При этом православный Валентиниан уже через три года в своей части Империи возвел в ранг августа своего сына Грациана, в то время как арианин Валент II ни соправителя-августа, ни цезаря себе не подназначил. После гибели Валента православный Грациан назначил своим соправителем Феодосия, который отказался от арианства в пользу православия и, в продолжение уже сложившейся традиции, вернул западную часть Империи Валентиниана II после разгрома Максима Магна. Затем Феодосий возвел в равный своему ранг августов своих сыновей Аркадия и Гонория, разделив между ними Империю. В последующем, как известно, Империей до 476г. управляли по двое равных друг другу императоров, исповедующих никейский символ веры. Таким образом, можно заключить, что: 1. Императоры-ариане не терпели равных себе соправителей, однако, как правило, имели подчиненных им цезарей (как Бог-Сын подобен, но не равен Богу-Отцу). 2. Императоры-ортодоксы, как правило, назначали равных себе соправителей (как Бог-Сын равен Богу-Отцу). 3. Император-язычник (Юлиан) не имел ни равных, ни подчиненных соправителей. Любопытен в этой связи эпизод, описанный Феодоритом Кирским (Церковная история, V, 16): «… к нему (Феодосию) пришел дивный Амфилохий, о котором часто было упоминаемо, и ходатайствовал, чтобы из города были изгнаны сборища арианские. Царь эту просьбу счел довольно жестокою и не принял ее. Но мудрейший Амфилохий, не сказав тогда ни слова, выдумал потом достопамятную хитрость. Быв опять в царских палатах и увидев, что подле царя стоит сын его Аркадий, недавно провозглашенный также царем, по обычаю самого-то царя приветствовал, а относительно сына не выполнил приличных форм почтения. Царь, подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему подойти и приветствовать Аркадия. Но тот отвечал, что достаточно чести, выраженной и ему самому. Когда же раздосадованный этим Феодосии бесчестие своего сына назвал оскорблением себя, мудрейший Амфилохии открыл наконец цель своего поступка и гласно сказал: "Видишь, Государь, как несносно для тебя бесчестие сына, как сильно гневаешься ты на оскорбляющих его: поверь же, что и Бог всяческих отвращается от тех, которые хулят Сына Его единородного, и ненавидит людей, оказавшихся неблагодарными к Спасителю и Благодетелю". Тогда царь все понял и, подивившись поступку и словам Амфилохия, тотчас написал указ, которым запрещалось еретикам делать собрания».

Ответов - 462, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 All

Aurelius: Судя по всему, в 589 г. объединение конфессий на соборе в Толедо не было вызвано военными действиями.

rspzd: Aurelius wrote: Судя по всему, в 589 г. объединение конфессий на соборе в Толедо не было вызвано военными действиями. Незадолго перед этим византийцы захватили юг полуострова

Aurelius: Тем не менее Вестготское королевство еще не пало, оно продолжало существовать, там что падение арианства было вроде бы спокойным процессом.


Felix: На мой сугубый взгляд арианство пало в Вестготском королевстве по объективным причинам: 1. Франкское королевство было ортодоксальным в смысле вероисповедания; 2. Византия тоже была ортодоксальной с уклоном в монофизитство и прочия; 3. Падение Вандальского королевства в Африке и Остготского в Италии, т.е. не стало единомышленников и варварского "фронта"; Следовательно, дабы не стать жертвой войны по религиозному признаку (своеобразный крестовый поход) вестготы и перешли по мирному в православие. Это был политический шаг поэтому прошло все спокойно. Епископату была сохранена паства и с этой стороны не могло быть возражений, короли получили возможность заключать союзы с Византией и франками без рнлигиозных проблем (признаюсь этот довод видимо не самый существенный).

Izosin: Felix wrote: Следовательно, дабы не стать жертвой войны по религиозному признаку (своеобразный крестовый поход) вестготы и перешли по мирному в православие. Как кажется, в то время до этого вряд ли бы дошло. Для развязывания войны хватало и политических поводов.

Felix: Izosin wrote: Как кажется, в то время до этого вряд ли бы дошло. Для развязывания войны хватало и политических поводов. Политических поводов хватало само собой, но лучше было убрать и религиозный. Так на всякий случай

Izosin: Собственно, так и было в Африке и в Италии: крестовых походов арианству восточные римляне вроде бы не объявляли, но к ногтю, конечно, прижали.

Felix: А идея освободим единоверцев от ариан. Причем в случае с Африкой по просьбе верующих страдающих от вандальского притеснения.

Aurelius: Вы правы - падение Вандальского королевства должно было заставить о многом задуматься правителей Вестготского королевства. Не подумал об этом.

Izosin: Aurelius wrote: Вы правы - падение Вандальского королевства должно было заставить о многом задуматься правителей Вестготского королевства. Наврядли: времени прошло всё-таки не так мало. 533-534 - Велисарий захватил Африку. 554 - Византия завоевала Юго-Восточную Испанию. 589 - Рекаред инициирует переход в католичество. Долго думали.

Felix: Izosin пишет: Долго думали. Подумать надо было крепко - было о чем, да и 35 лет не так уж долго.

Aurelius: Если правильно понимаю, к 589 г. Византия была еще сильна, и политика Юстиниана и его ближайших преемников не давала сбоев. Так что вестготам был смысл не злить Византию.

Izosin: Aurelius wrote: Если правильно понимаю, к 589 г. Византия была еще сильна, и политика Юстиниана и его ближайших преемников не давала сбоев. А лангобарды? Не до Испании, я думаю, было в то время восточным кесарям.

Felix: В любом случае оставаться белой вороной, государством официальная религия которого арианства преданное анафеме, было очень сложно. Постоянное напряжение в отношениях с православными поданными, соседние государства смотрят косо, Рим анафемствует поддержки ждать не откуда вот и пошли на такую реформу. Не думаю, что все перекрещивались просто заменили символ веры и все остались при своем. Izosin пишет: А лангобарды? Не до Испании, я думаю, было в то время восточным кесарям. По моему мнению, лангобарды тесня имперцев в Италии наоборот вынуждали их большее внимание уделять Испании, своеообразная территориальная компенсация.

Aurelius: Izosin пишет: А лангобарды? Прошу извинить за встречный вопрос - а разве к 589 г. давление со стороны лангобардов уже было настолько сильно? Felix пишет: По моему мнению, лангобарды тесня имперцев в Италии наоборот вынуждали их большее внимание уделять Испании, своеообразная территориальная компенсация. А вот здесь вынужден сильнее задуматься над предположением уважаемого Изосина. Потеря Италии (даже частичная) в любом случае нарушает коммуникации с Испанией, и нарушается целостность всей западносредиземноморской части Империи.



полная версия страницы