Форум » История » Арианство и православие римских императоров » Ответить

Арианство и православие римских императоров

Izosin: Пока Форум временно не функционирует, решил пока что здесь изложить некоторые соображения, возникшие в связи с упомянутым перед крушением Форума вопросом о причинах обращения варварских племен именно в арианство в теме о роли христианства в судьбе Римской империи. На Форуме я высказался в том смысле, что арианский вариант иерархической Троицы, с приоритетом Отца над Сыном был гораздо более понятен везеготам, остроготам, вандалам и пр.варварским народам, находившимся на момент обращения к христианству в стадии перехода от родоплеменной демократии к единоличной власти военного вождя, переросшей затем в королевскую. Обратил внимание на то, что данный принцип, в-общем-то, прослеживается и у римских императоров. Действительно, Константин Великий, склонившийся к арианскому вероисповедания, не терпел рядом с собой равных ему правителей, однако назначал своих сыновей цезарями. Его сыновья, в свою очередь, не смогли сосуществовать в равном положении, перессорились, в результате остался один август – Констанций II, который, однако, назначил цезарями сначала Галла, затем Юлиана. Следующим был язычник Юлиан, который ни соправителя-августа, ни подчиненного-цезаря не назначил. Иовиан, исповедовавший ортодоксальное христианство, правда, несколько выбивается из строя, однако правил он всего полгода и тем не менее успел назначить консулом вместе с собой малолетнего сына Варрониана, то есть уже в чем-то уравнял его с собой, что позволяет предположить планировавшийся им дальнейший карьерный рост сына. Следующий император – Валентиниан, уже через месяц после воцарения назначил равного себе соправителя – своего брата Валента. При этом православный Валентиниан уже через три года в своей части Империи возвел в ранг августа своего сына Грациана, в то время как арианин Валент II ни соправителя-августа, ни цезаря себе не подназначил. После гибели Валента православный Грациан назначил своим соправителем Феодосия, который отказался от арианства в пользу православия и, в продолжение уже сложившейся традиции, вернул западную часть Империи Валентиниана II после разгрома Максима Магна. Затем Феодосий возвел в равный своему ранг августов своих сыновей Аркадия и Гонория, разделив между ними Империю. В последующем, как известно, Империей до 476г. управляли по двое равных друг другу императоров, исповедующих никейский символ веры. Таким образом, можно заключить, что: 1. Императоры-ариане не терпели равных себе соправителей, однако, как правило, имели подчиненных им цезарей (как Бог-Сын подобен, но не равен Богу-Отцу). 2. Императоры-ортодоксы, как правило, назначали равных себе соправителей (как Бог-Сын равен Богу-Отцу). 3. Император-язычник (Юлиан) не имел ни равных, ни подчиненных соправителей. Любопытен в этой связи эпизод, описанный Феодоритом Кирским (Церковная история, V, 16): «… к нему (Феодосию) пришел дивный Амфилохий, о котором часто было упоминаемо, и ходатайствовал, чтобы из города были изгнаны сборища арианские. Царь эту просьбу счел довольно жестокою и не принял ее. Но мудрейший Амфилохий, не сказав тогда ни слова, выдумал потом достопамятную хитрость. Быв опять в царских палатах и увидев, что подле царя стоит сын его Аркадий, недавно провозглашенный также царем, по обычаю самого-то царя приветствовал, а относительно сына не выполнил приличных форм почтения. Царь, подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему подойти и приветствовать Аркадия. Но тот отвечал, что достаточно чести, выраженной и ему самому. Когда же раздосадованный этим Феодосии бесчестие своего сына назвал оскорблением себя, мудрейший Амфилохии открыл наконец цель своего поступка и гласно сказал: "Видишь, Государь, как несносно для тебя бесчестие сына, как сильно гневаешься ты на оскорбляющих его: поверь же, что и Бог всяческих отвращается от тех, которые хулят Сына Его единородного, и ненавидит людей, оказавшихся неблагодарными к Спасителю и Благодетелю". Тогда царь все понял и, подивившись поступку и словам Амфилохия, тотчас написал указ, которым запрещалось еретикам делать собрания».

Ответов - 462, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 All

Aurelius: Izosin wrote: Любопытно, что остроготы в большинстве своем являлись арианами, а выбранный ими в короли Витигес принял православие. Если правильно понимаю, не приходится говорить о религиозных противоречиях в Остготском королевстве - ведь Теодорих Великий преследовал римского понтифика скорее по политическим мотивам, нежели по религиозным. Izosin wrote: Мне почему-то кажется (может быть, я ошибаюсь), что как ко времени завоеваний Велизария, так и ко времени обращения Рекареда в католичество по-крайней мере отдельные знатные римляне еще сохранились соответственно в Африке и в Испании. Скажем, Исидор Севильский? Ну, единичные представители не могли не оставаться в живых. В конечном итоге, печально знаменитого графа звали Юлианом - вряд ли это чисто вестготское имя. Но галло-римская знать сохранялась как прослойка, а вот в отношении Испании и Африки таких упоминаний не встречал. Возможно, это обусловлено незнакомством с источниками.

Izosin: Aurelius wrote: Если правильно понимаю, не приходится говорить о религиозных противоречиях в Остготском королевстве - ведь Теодорих Великий преследовал римского понтифика скорее по политическим мотивам, нежели по религиозным. Нельзя не отметить в этой связи, что папа Сильверий, будучи смещен и изгнан, пострадал именно от своих единоверцев-византийцев, а не от ариан-остроготов. Мне представляется, что религиозная терпимость остроготов была частным случаем проводившейся Тоедорихом политики мирного сосуществования римлян и остроготов, что имело проявление и в области администрирования, и в области права, и в области культуры. Если я правильно помню, в примечении издателя к IV тому "Истории упадка и разрушения..." Эдуарда Гиббона приводится интересный факт: остроготские короли, помимо монет с изображением царствующего восточного императора, чеканили также так назвыаемые autonomi со своим изображением и с любопытной надписью: Invicta Roma! Но галло-римская знать сохранялась как прослойка, а вот в отношении Испании и Африки таких упоминаний не встречал. Видимо, это всё же связано с вероисповеданием Хлодвига и его сподвижников.

Aurelius: Izosin wrote: Нельзя не отметить в этой связи, что папа Сильверий, будучи смещен и изгнан, пострадал именно от своих единоверцев-византийцев, а не от ариан-остроготов. А что такого? Пост римского понтифика уже приобретал политическое значение, не удивительно, что Константинополь и Равенна боролись за то, чтобы сделать понтификом своего ставленника. Izosin wrote: Мне представляется, что религиозная терпимость остроготов была частным случаем проводившейся Тоедорихом политики мирного сосуществования римлян и остроготов, что имело проявление и в области администрирования, и в области права, и в области культуры. Полностью согласен с Вами, уважаемый Изосин, в этом утверждении - у меня точно такое же впечатление о Теодорихе. Поразительная внимательность и терпимость. Izosin wrote: Видимо, это всё же связано с вероисповеданием Хлодвига и его сподвижников. Либо, как вариант, это могло быть связано с какими-то политическими соображениями.


Izosin: Aurelius wrote: А что такого? Пост римского понтифика уже приобретал политическое значение, не удивительно, что Константинополь и Равенна боролись за то, чтобы сделать понтификом своего ставленника. Вот что интересно: находясь под властью арианского короля, римский епископ был более автономен и самостоятелен в управлении своей церковью, нежели будучи подданным православного императора. Как гипотеза: может быть, именно попробовав этой автономии и самостоятельности в правление остроготских королей, римские папы и начали проявлять претензии сначала на свой суверенитет от светской власти, а затем и на приоритет перед нею?

Aurelius: У меня складывается впечатление, что Рим со своим великим стремлением к структуризации вся и всего постепенно стал распространять это явление и на церковь, в результате чего и возникла церковная иерархия, строящаяся параллельно с государственной структурой. Отсюда недалеко до соединения этих двух систем, поэтому Византия могла рассматривать церковную организацию как часть общегосударственной организации. В Остготском королевстве такой унификации явно не было, поэтому епископы не чувствовали своей приобщенности к государственному аппарату.

Izosin: Но ведь, наверное, при остроготах существовал и арианский епископат?

Aurelius: Но, судя по всему, арианский епископат не оказался достаточно сильным - видимо, он растаял сразу же после покорения Остготского королевства Византией.

Izosin: Aurelius wrote: Но, судя по всему, арианский епископат не оказался достаточно сильным - видимо, он растаял сразу же после покорения Остготского королевства Византией. Это понятно. Я имел в виду другое: как Теодорих выстраивал отношения с арианскими епископами - так же, как с православными, или пытался их "построить"?

Aurelius: Вот тут мне сказать нечего. Могу токмо предположить, что политика Теодориха могла быть одинаковой в отношении православных и ариан. К такому выводу меня сподвигает как раз то, что в Остготском королевстве не было явной борьбы между православными и арианами.

Aurelius: У меня возник вопрос - а когда арианство окончательно сошло с исторической площадки? Прошу просветить мое невежество.

rspzd: Вероятно, после того, как от него официально отказались вестготы (589г.)

Aurelius: И арианство не боролось? Все арианские епископы и их паства, оставшаяся верной им, согласилась признать православие? На самом деле никогда не встречал упоминаний.

rspzd: Решение было принято на уровне короля и церковного собора, так что сопротивление могло быть только сродни русскому Расколу. Однако общественные институты вестготов такого рода вещам не способствовали.

Aurelius: На самом деле удивительно - столь долго длилось противостояние православия и арианства ка кравновеливих сил, и столь быстро и плавно оно сошло на нет.

rspzd: Несколько удачных военных компаний и "проблема решилась сама собой"



полная версия страницы