Форум » История » Арианство и православие римских императоров » Ответить

Арианство и православие римских императоров

Izosin: Пока Форум временно не функционирует, решил пока что здесь изложить некоторые соображения, возникшие в связи с упомянутым перед крушением Форума вопросом о причинах обращения варварских племен именно в арианство в теме о роли христианства в судьбе Римской империи. На Форуме я высказался в том смысле, что арианский вариант иерархической Троицы, с приоритетом Отца над Сыном был гораздо более понятен везеготам, остроготам, вандалам и пр.варварским народам, находившимся на момент обращения к христианству в стадии перехода от родоплеменной демократии к единоличной власти военного вождя, переросшей затем в королевскую. Обратил внимание на то, что данный принцип, в-общем-то, прослеживается и у римских императоров. Действительно, Константин Великий, склонившийся к арианскому вероисповедания, не терпел рядом с собой равных ему правителей, однако назначал своих сыновей цезарями. Его сыновья, в свою очередь, не смогли сосуществовать в равном положении, перессорились, в результате остался один август – Констанций II, который, однако, назначил цезарями сначала Галла, затем Юлиана. Следующим был язычник Юлиан, который ни соправителя-августа, ни подчиненного-цезаря не назначил. Иовиан, исповедовавший ортодоксальное христианство, правда, несколько выбивается из строя, однако правил он всего полгода и тем не менее успел назначить консулом вместе с собой малолетнего сына Варрониана, то есть уже в чем-то уравнял его с собой, что позволяет предположить планировавшийся им дальнейший карьерный рост сына. Следующий император – Валентиниан, уже через месяц после воцарения назначил равного себе соправителя – своего брата Валента. При этом православный Валентиниан уже через три года в своей части Империи возвел в ранг августа своего сына Грациана, в то время как арианин Валент II ни соправителя-августа, ни цезаря себе не подназначил. После гибели Валента православный Грациан назначил своим соправителем Феодосия, который отказался от арианства в пользу православия и, в продолжение уже сложившейся традиции, вернул западную часть Империи Валентиниана II после разгрома Максима Магна. Затем Феодосий возвел в равный своему ранг августов своих сыновей Аркадия и Гонория, разделив между ними Империю. В последующем, как известно, Империей до 476г. управляли по двое равных друг другу императоров, исповедующих никейский символ веры. Таким образом, можно заключить, что: 1. Императоры-ариане не терпели равных себе соправителей, однако, как правило, имели подчиненных им цезарей (как Бог-Сын подобен, но не равен Богу-Отцу). 2. Императоры-ортодоксы, как правило, назначали равных себе соправителей (как Бог-Сын равен Богу-Отцу). 3. Император-язычник (Юлиан) не имел ни равных, ни подчиненных соправителей. Любопытен в этой связи эпизод, описанный Феодоритом Кирским (Церковная история, V, 16): «… к нему (Феодосию) пришел дивный Амфилохий, о котором часто было упоминаемо, и ходатайствовал, чтобы из города были изгнаны сборища арианские. Царь эту просьбу счел довольно жестокою и не принял ее. Но мудрейший Амфилохий, не сказав тогда ни слова, выдумал потом достопамятную хитрость. Быв опять в царских палатах и увидев, что подле царя стоит сын его Аркадий, недавно провозглашенный также царем, по обычаю самого-то царя приветствовал, а относительно сына не выполнил приличных форм почтения. Царь, подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему подойти и приветствовать Аркадия. Но тот отвечал, что достаточно чести, выраженной и ему самому. Когда же раздосадованный этим Феодосии бесчестие своего сына назвал оскорблением себя, мудрейший Амфилохии открыл наконец цель своего поступка и гласно сказал: "Видишь, Государь, как несносно для тебя бесчестие сына, как сильно гневаешься ты на оскорбляющих его: поверь же, что и Бог всяческих отвращается от тех, которые хулят Сына Его единородного, и ненавидит людей, оказавшихся неблагодарными к Спасителю и Благодетелю". Тогда царь все понял и, подивившись поступку и словам Амфилохия, тотчас написал указ, которым запрещалось еретикам делать собрания».

Ответов - 462, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 All

Rzay: Sulpicius wrote: И вот надо же - должность священнослужителя по общему правилу предусматривала безбрачие Насколько мне помнится, в описываемй период должность священнослужителя отнюдь не предполагала безбрачия. Более того, практика замещения епископских должностей представителями монашествующего духовенства еще не стала преобладающей.

Felix: Sulpicius wrote: Думаю, правящая элита не воспринималась как "свои". Их привечали, но вряд ли приближали - за исключением единиц. В любом случае находили общий язык.

Felix: Izosin wrote: Как мне представляется, в VIв. отношение римлян к варварам (и варваров к римлянам) в Восточной империи и на территории бывшей Западной империи имели определенные различия, хотя бы потому, что западные римляне являлись подданными варварских королей. Не буду с Вами спорить и подвергать сомнению очевидные факты, но Вы Изосин сами пишите королевства были варварскими и как относились представители римской (галло-римской) знати к варварам нам не ведомо. Т.к. в публичных трудах пренебрежительное отношение было некоректным и его нет, а частной переписки я не читал.


Izosin: Felix wrote: относились представители римской (галло-римской) знати к варварам нам не ведомо По крайней мере мятежей не поднимали, а значит, относились с покорностью.

Felix: Izosin wrote: По крайней мере мятежей не поднимали, а значит, относились с покорностью. Так это не показатель, что варварами не считали

Izosin: Felix wrote: Так это не показатель, что варварами не считали Конечно, считали, но, пожалуй, с какого-то времени сами захотели стать такими же.

Felix: Izosin wrote: Конечно, считали, но, пожалуй, с какого-то времени сами захотели стать такими же. До здравствует варваризация!

Izosin: Felix wrote: До здравствует варваризация! Уважаемый Феликс, Вы меня опередили с провозглашением лозунга.

Felix: Izosin wrote: Уважаемый Феликс, Вы меня опередили с провозглашением лозунга. Да я таков

Felix: На Форуме я высказался в том смысле, что арианский вариант иерархической Троицы, с приоритетом Отца над Сыном был гораздо более понятен везеготам, остроготам, вандалам и пр.варварским народам, находившимся на момент обращения к христианству в стадии перехода от родоплеменной демократии к единоличной власти военного вождя, переросшей затем в королевскую. Уважаемый Изосин а не кажется ли Вам, что мы вернулись к тому, от чего уходили. Варвары в подавляющем своем числе ариане, епископат и галл-римская знать православные. И ведь сожительствуют мирно не воюют на религиозной почве. Уж не это ль симбиоз веротерпимости и торжества римских ценностей выраженной в романизации варварской знати на западе.

Aurelius: А скажите - почему такие серьезные трения между православными и арианами были токмо в Испании?

Izosin: Felix wrote: Варвары в подавляющем своем числе ариане, епископат и галл-римская знать православные. И ведь сожительствуют мирно не воюют на религиозной почве. Уж не это ль симбиоз веротерпимости и торжества римских ценностей выраженной в романизации варварской знати на западе. Любопытно, что остроготы в большинстве своем являлись арианами, а выбранный ими в короли Витигес принял православие.

Izosin: Aurelius wrote: А скажите - почему такие серьезные трения между православными и арианами были токмо в Испании? Возможно, арианское духовенство было у везеготов сильнее и больше влияло на королевскую власть, чем у остроготов или бургундов; про франков и говорить не приходится. Кстати, у вандалов гонения на православных вроде бы тоже были, и видимо по той же причине.

Aurelius: Izosin wrote: Возможно, арианское духовенство было у везеготов сильнее и больше влияло на королевскую власть, чем у остроготов или бургундов; про франков и говорить не приходится. Кстати, у вандалов гонения на православных вроде бы тоже были, и видимо по той же причине Как думаете, можно ли в связи с этим говорить о том, что борьба между православием и арианством стала причиной (или одной из причин) того, что в Испании и Африке не оставалось остатков римской знати - то есть не ыло аналогов галло-римской знати в галлии?

Izosin: Aurelius wrote: борьба между православием и арианством стала причиной (или одной из причин) того, что в Испании и Африке не оставалось остатков римской знати Разве совсем не осталось? Мне почему-то кажется (может быть, я ошибаюсь), что как ко времени завоеваний Велизария, так и ко времени обращения Рекареда в католичество по-крайней мере отдельные знатные римляне еще сохранились соответственно в Африке и в Испании. Скажем, Исидор Севильский?



полная версия страницы