Форум » История » Стилихон или Аэций? » Ответить

Стилихон или Аэций?

Alaricus: Вопрос по поводу диптиха из слоновой кости, находящегося в кафедральном соборе г.Монца, Италия. Кто изображен на нем: Стилихон или Аэций? Ранее я как-то встречал это изображение исключительно с пояснениями, что изображенный на нем мужчина – Стилихон, женщина – Серена, а мальчик – их сын Евхерий. Однако, например, в книге Георга Пфайльшифтера «Теодорих Великий» (СПб.: Евразия, 2004, первое издание – Майнц, 1910) изображению данного диптиха сопутствует подпись: «Галла Плацидия со своим сыном Валентинианом III и Аэций» (с.48, рис.23). Соответственно, диптих датируется примерно 432г. А, скажем, в книге М.Б.Щукина «Готский путь (готы, Рим и черняховская культура)» (СПб.: СПбГУ, филологический ф-т, 2004) это же изображение сопровождается надписью: «Диптих из слоновой кости с изображением Стилихона, его жены и сына из собора в Монце, Италия» (цв.вклейка 5.2). При этом М.Б.Щукин поясняет следующее: «Считают, что диптих скорее всего мог быть изготовлен между 395 и 405 г. (Kiillerich, Tropp 1989), точнее, по поводу одного из трех назначений Стилихона консулом – или в 395-м, или в 400-м, или в 405-м. Отмечая подобные события, консулы обычно одаривали придворных такого рода изображениями. Существует, правда, не лишенное некоторых оснований предположение, что изображен здесь не Стилихон, а Аэций в год консульства – 432-й (Bóna 1991, S.237-238). Возникающее расхождение в 30 лет может оказаться весьма существенным для хронологических расчетов всей системы хронологии. Но в таком случае становятся не совсем понятными фигуры женщины и мальчика на другой створке диптиха. Нам ничего не известно о семействе Аэция, его жены и дети, кажется, не принимали участия в политической жизни. Другое дело Стилихон, женатый на племяннице Феодосия Серене, а их сын Евхерий, как помним, был обручен с Галлой Плацидией. Появление таких персонажей на официальном документе – консулярном диптихе – было и закономерным, и необходимым. Поэтому я склоняюсь к версии со Стилихоном.» (с.328). К сожалению, обнаружить в Сети тексты работ, на которые ссылается Щукин: - Kiillerich, Tropp 1989 – Kiilerich B., Tropp H. Hic est: Hic Stilico. The Date and Intrepretation of a Notable Diptych // Jachrbuch des Deutschen Archäologische Instituts. Bd 104. 1989, и - Bóna 1991 – Bóna I. Das Hunnen-Reich. Stuttgart, 1991, мне не удалось, хотя библиография по гуннам часто упоминает последнее издание, в некоторых случаях местом издания: Budapest-Stuttgart. При этом обнаружил, что на разных ресурсах изображенный на диптихе мужчина идентифицируется то как Аэций, то как Стилихон. Очевидно, именно мужчина является ключевой фигурой для идентификации, а женщина и мальчик следуют судьбе этого персонажа. В связи с этим у меня вопрос к уважаемым форумчанам: что известно об аргументах как в пользу идентификации данного персонажа как Стилихона, так и, напротив, как Аэция?

Ответов - 0



полная версия страницы