Форум » Разное » Евреи-гладиаторы » Ответить

Евреи-гладиаторы

мирабелла: Евреи - гладиаторы* Иудаизм не допускал участия евреев в любом типе зрелищ эллинско-римского мира. В частности, Иосиф Флавий постоянно отмечает, что театр и амфитеатр чужды еврейской традиции. Тем не менее на рубеже I в. до н.э. и I в. н.э., а точнее, в период правления Ирода, иудаизм не в состоянии был уберечь Святую Землю от проникновения, точнее, насаждения институтов греко-римской культуры. Ирод построил цирк, театр и амфитеатр не только в Кесарии, административной римской столице Иудеи, но и в Иерусалиме. Каждые пять лет он устраивал игры в честь императора. "Празднование этих игр он (Ирод) проводил с большой торжественностью, приглашая зрителей из соседних стран и собирая весь народ. (...) Иноземцам доставляло удовольствие волнение, возбуждаемое опасными зрелищами, тогда как для местного населения здесь было доказательство разложения нравов. Евреи считали явным безбожием предоставлять диким зверям людей для удовольствия других людей" (Иосиф Флавий, "Древности"). Приведенное свидетельство не дает основания однозначно предположить, что евреи были среди зрителей амфитеатров уже при Ироде, но в III в. н.э. они явно посещали цирки и театры. В Тосефте рассказывается, что однажды рынок в Кесарии был дочиста ограблен в момент, когда продавцы оставили свои прилавки и устремились в цирк. Рабби Авау намекает, что в театре царит благодушие и привычка есть, пить и расслабляться. А рабби Иоси бен Ханания, тоже из Кесарии, предсказывал конец еврейской общины словами: "Придет день, и евреи будут изучать Тору в театрах и цирках Кесарии" (Йоси Рингель, "Римский театр в Кесарии"). Нововведения Ирода продолжили его сыновья. Так Агриппа I в 44 г. устроил в Бейруте (Агриппа был патроном Бейрута) грандиозные состязания гладиаторов. "Масса гладиаторов в амфитеатре должна была служить доказательством необычайной щедрости царя. Агриппа распорядился устроить бой двух отрядов по 700 человек в каждом. (Напомним, что в момент своего наивысшего могущества Юлий Цезарь позволил себе выставить только 320 пар гладиаторов. - Р.Л.) Все эти люди были преступники, которые были поставлены друг против друга для того, чтобы (в момент, когда они несли наказание) действие боя вызывало наслаждение в мирное время. Таким образом он почти полностью уничтожил их всех (преступников)" ("Древности"). Итак, Агриппа выставил в качестве гладиаторов преступников. Флавий пользуется здесь термином "cacurgus". В древности все подходило под термин "cacurgus" - "человек, творящий зло": разбой, убийство, грабеж, бандитизм и мятеж... В начале I в. н.э. не только в Сирии и Ливане, но и в Иудее была масса разбойников. Были среди них и евреи, которые действовали против торговцев, но могли одновременно составлять отряды, нападавшие на отдельных римских солдат, или стать частью мятежников, выступающих против ненавистного царя. Для царя, не говоря уже о представителях римской власти, они тоже были "злодеями". Варавва в Евангелиях от Матфея и от Марка в греческом тексте называется просто - убийца. А в Евангелии от Луки есть примечательная добавка: Варавва был посажен в тюрьму за произведенные в городе возмущения и убийство (Лука, 23, 18). В Талмуде постоянно встречается термин, который транскрибируется в научной литературе как listim. Современные исследователи подчеркивают: никогда нельзя точно знать, когда этим термином обозначались обычные разбойники на дорогах, а когда бунтовщики (B.Isaac, "The limits of Empire. The Roman Army in the East", Oxf., 1990). Среди "злодеев", "разбойников", "преступников", с которыми нещадно расправлялись сначала Ирод и его сыновья, а затем римские власти, были и евреи, часть которых несомненно отправлялась в гладиаторы. Но главным образом гладиаторами-евреями оказывались участники открытых антиримских восстаний в Иудее. Когда император Тит подавил Первое Великое восстание (66-70 гг. н.э.), он отправил на арену столько евреев, что во всех исторических трудах гладиаторы-пленники почти всегда ассоциируются с пленниками-евреями. Тит отлично знал, что для евреев не было большего унижения и духовного страдания, чем потешать толпу в амфитеатре. После Иудейской войны "самые красивые юноши были отобраны для триумфа. Из оставшейся массы Тит отправил мужчин старше семнадцати лет в египетские рудники, большую часть раздарил провинциям, где они нашли свою смерть в амфитеатрах: кто от меча, кто от хищных зверей" (И.Флавий, "Иудейская война", VI). В Кесарии Филипповой (север Голанских высот) Тит отпраздновал день рождения своего брата, в честь которого много пленных евреев было предано смерти. Число погибших в бою с животными и павших в битвах, устроенных между самими пленными, превышало 2500 человек. Подобный спектакль устроил Тит и в Бейруте. Здесь опять множество пленников погибло таким же образом. Можно сказать, что именно Тит ввел в традицию отправлять пленников-евреев на арену ( повторяю, это было самое страшное и унизительное для евреев наказание. Предсмертные стоны и молитвы евреев несомненно были услышаны. Десять лет Титу не воздавались положенные почести за разгром Иерусалима и первой его заботой после смерти отца было возвестить своему народу о славной победе. В Большом Цирке в 80 г. срочно была выбита следующая надпись: "Сенат и Народ Римский Императору Титу Цезарю, сыну божественного Веспасиана, Августу, Великому Понтифику, народному трибуну, консулу, Отцу Отечества (сооружена триумфальная арка) за то, что по совету и указанию отца и под его командованием он покорил народ Иудеев и разрушил город Иерусалим, который до него все полководцы, цари и народы либо пытались безуспешно покорить, либо вообще не нападали". Тит задержался на престоле всего два с небольшим года (79-81). Смерть настигла его на каком-то зрелище (возможно, в амфитеатре) на сорок втором году жизни. Он даже не успел осуществить заветную свою мечту - построить триумфальную арку в честь победы над Иерусалимом. Знаменитая арка Тита, которая открывает сегодня вход на римский Форум, фактически являет собой его надгробие. Строительство этой арки было завершено лишь через десять лет после его смерти, и посвятительная надпись, которая венчает эту арку, была сделана "Сенатом и Народом" уже покойнику - "Божественному Титу". В евреях-гладиаторах из бунтовщиков и после падения Иерусалима не было недостатка. Согласно новейшим исследованиям бунты в Иудее не утихали никогда. Достаточно привести одно замечательное впечатление Марка Аврелия. Когда однажды, проездом, он оказался в Палестине, он с грустью воскликнул: "О маркоманы, о квады, о сарматы, наконец я обнаружил народ более беспокойный, чем вы" ("Писатели истории Августов", Марк, XXII). Конец II и начало III вв. н.э. были отмечены особым экономическим и духовным подъемом как в Иудее, так и в диаспоре. Это было время правления Северов. Но после падения этой династии в 235 г. н.э. началось пятидесятилетие страшного экономического и политического хаоса в Римской империи. Наступление германских племен на западе и персов на востоке привело к настоящей анархии. Началась чехарда императоров. Знаменитая римская бюрократия разваливалась. Любопытно, что в этот период в римских источниках нет никаких свидетельств о дискриминации и гонениях на евреев, но в еврейских источниках слышатся бесконечные жалобы на хозяйственные невзгоды и крайнюю нужду. Самые большие лишения испытывало сельское население, а поскольку именно евреи были заняты в земледелии, они страдали от кризиса больше, чем нееврейское население в городах. "Нет работы убыточней земледелия", читаем мы в еврейских источниках. Нужда, доходящая до голода, гонит евреев из страны. Но проблема этого периода состояла в том, что некуда было податься, плохо было везде, везде были толпы голодных и бездомных, евреи могли только пополнить их армию. И вот тогда возникает явление, которое ранее не отмечалось в еврейских источниках: появились случаи, когда евреи стали добровольно продавать себя в рабство. В частности, в Иерусалимском Талмуде читаем: "Нельзя выкупить на свободу еврея, несколько раз продававшего себя в рабство, но, если продал себя в рабство один раз, тогда выкупают его". И тут же важное дополнение: "Если еврей продал себя в гладиаторы даже один раз, его не выкупают". Эти цитаты звучат как жесткий закон. Но когда дело рассматривалось в суде, евреи часто судили не по закону, а как подсказывало доброе сердце. В конце III в. в Кесарии "глава общины осуждает еврея, продавшего себя в гладиаторы. Но судья предлагает выкупить человека, так как он продал себя, спасаясь от голода". В Кесарии также известен случай, когда рабби Авау помог заплатить долги одного еврея, который из-за бедности готов был продать себя в гладиаторы. В Вавилонском Талмуде рассматривается случай, который произошел в Тверии. Пришел гладиатор к главе общины с просьбой выкупить его, и главный раввин готов был удовлетворить его просьбу. Но другие раввины во время разбирательства дела засвидетельствовали, что проситель ел некашерную еду. Главный раввин стал защищать несчастного гладиатора, доказывая, что тот ел некашерную пищу не специально, а из-за того, что у него не было выхода, но присутствующие сказали, что видели, как он ел некашерное по выбору. После такого довода главный раввин сдался и произнес совершенно трогательные слова: "Иди, они не разрешают мне выкупить тебя". В Вавилонском Талмуде рассказывается о человеке по имени Реш Лакиш, впоследствии известном толкователе Мишны (примерно 250-290 гг. н.э.), который в молодости продал себя в гладиаторы по бедности и сумел освободиться благодаря смелости и хитрости. И это его прошлое никогда не забывалось. Однако далеко не все евреи продавали себя в гладиаторы из-за острой нужды. Время было такое, когда, с одной стороны, империя трещала по всем швам, а с другой стороны в III в., особенно после эдикта Каракаллы в 212 г., даровавшего римское гражданство всем подданным государства, все как бы сравнялись, все получили вожделенное римское гражданство. Гонения на евреев прекратились. Римский образ жизни манил, и гладиаторские игры, как уже отмечалось, стали главным развлечением и даже неким почетным занятием. Еще при сыне Марка Аврелия, Коммоде, гладиаторы были в особом почете, сам император не стеснялся наряжаться в гладиаторские одежды и под восторженные вопли толпы выступать на арене. Все это не могло не влиять на евреев: те из них, которые становились гладиаторами по собственной воле, естественно, уже не соблюдали традиции; были среди них и такие, которые сознательно нарушали законы кашрута, чтобы подразнить своих соплеменников. Отсюда и строгость раввинов, когда решался вопрос о выкупе гладиатора. И не случайно раввины требовали держаться подальше от таких людей, как гладиаторы, и вообще сторониться амфитеатров. Евреи, продавшие себя в гладиаторы, не признавались юридическими лицами в еврейском суде - даже их завещание не признавалось действительным - то есть люди, продавшие себя в гладиаторы, не признавались евреями. Некоторые из них добровольно рвали с еврейством, принимая римский стиль жизни, но немало было и таких, которые жаждали вернуться в свою общину.

Ответов - 38, стр: 1 2 3 All

мирабелла: Из статьи Р. Ляст "На арене". http://www.sunround.com/club/22/132_rozaljast.htm

мирабелла: мирабелла пишет: И это его прошлое никогда не забывалось Реш Лакиш открыто говорил о том времени, когда он служил в цирке, употреблял иногда выражения, заимствованные из этой среды. Однако оскорбительный намёк р. Йоханана, его друга и шурина, на прежнюю профессию, так сильно задел р. Шимона, что он заболел и умер. Это произошло при следующих обстоятельствах: разбирая один алахический вопрос, р. Шимон и р. Йоханан спорили о разных видах ножей, и р. Йоханан сказал: «Разбойник знает свои инструменты» (В. Талмуд, Бава Меция 84а). Эти слова не только вызвали болезнь и смерть р. Шимона, но и оказали влияние на отношение потомства к его памяти: многие мудрецы позднейших поколений поняли эти слова буквально. Мнение о том, что р. Шимон был в молодости разбойником и даже главой разбойничьей шайки, нашло отражение в Пиркей де-рабби Элиэзер ( XLIII ).

Felix: Мирабелла а что таки после Ваших сообщений я могу добавить? Спасибо, прочитал с удовольствием.


мирабелла: Немного про Ирода. Почему он устраивал игрища в римском духе? Ведь он был правоверным иудеем. Во-первых, таким способом (и не только) доказывал свою лояльность Риму. Во-вторых, царь Ирод только внешне , показушно , исполнял еврейские обряды. А народ это чувствовал и не любил своего царя. Евреи никогда не принимали его за своего, за глаза называли Ирода сыном идумейского раба. (Ирод был из потомков прозелитов, идумейцев, которых силой заставил принять иудаизм царь Йоханан Гиркан во 2м в. до. н.э. , когда захватил их земли).

Aelia: мирабелла пишет: Напомним, что в момент своего наивысшего могущества Юлий Цезарь позволил себе выставить только 320 пар гладиаторов. - Р.Л. Это неправильно. Не в момент наивысшего могущества, а в бытность свою эдилом. Причем Цезарь собирался выставить больше, но ему не позволили.

мирабелла: А сколько собирался? Это известно?

naty knight: Aelia пишет: Причем Цезарь собирался выставить больше, но ему не позволили. А почему не позволили?

Aelia: Вдобавок Цезарь устроил и гладиаторский бой, но вывел меньше сражающихся пар, чем собирался: собранная им отовсюду толпа бойцов привела его противников в такой страх, что особым указом было запрещено кому бы то ни было держать в Риме больше определенного количества гладиаторов. (Светоний, Божественный Юлий, 10, 2)

naty knight: Стало быть, головорезы Божественного Юлия внушали страх? Запретили. Но остановить все равно не смогли, и он пошел другим путем.

Aelia: naty knight пишет: Но остановить все равно не смогли, и он пошел другим путем. Да. Раз уж количество гладиаторов сократили, он решил улучшить их качественно. Одел в серебряные доспехи.

naty knight: В серебряные? Хм... И это деяние повлияло на тактику боя? Сомневаюсь. Он это сделал, чтоб произвести впечателение?

AlterEgo: naty knight пишет: Он это сделал, чтоб произвести впечателение? Ну да, попозировать.

Aelia: naty knight пишет: Он это сделал, чтоб произвести впечателение? Конечно. Гладиаторские бои для того и устраивались, чтобы произвести впечатление на избирателей.

naty knight: Молодец Божественный. Не сомневаюсь, что произвел самое благоприятное впечатление. Кажется, пора мне перечитать литературу о нем. Элия, что бы Вы порекомендовали?

Aelia: naty knight пишет: Не сомневаюсь, что произвел самое благоприятное впечатление. Еще бы. Его коллега Бибул говорил, что его (Бибула) постигла участь Поллукса. В Риме был храм Кастора и Поллукса, который все называли просто храмом Кастора. Кажется, пора мне перечитать литературу о нем. Элия, что бы Вы порекомендовали? Научную или художественную?

naty knight: Научную. Художественную оставим на потом.

Aelia: Я начинала с Утченко ("Юлий Цезарь"), который мне очень понравился. Но тогда я о Риме не знала практически ничего. Не знаю, что бы я сказала об Утченко сейчас, давно не перечитывала, но, по-моему, книга его все-таки вполне неплохая. Моммзен в "Истории Рима" написал Цезарю настоящий панегирик и идеализировал его до последней степени. Написано очень убедительно и впечатляюще с художественной точки зрения (не зря же Моммзену дали Нобелевскую премию в области литературы), но относиться нужно с осторожностью. Особенно тем, кто и так уже предрасположен Цезарю симпатизировать. Ферреро ("Величие и падение Рима") мне не понравился. Впрочем, главная причина этого не в том, что я не согласна с его точкой зрения на Цезаря (а я не согласна), гораздо хуже дело у него обстоит с Августом. На мой взгляд, Ферреро многовато фантазирует и грешит излишним "журнализмом". Хотя многим нравится. Р. Этьен ("Цезарь", в серии ЖЗЛ) - довольно любопытная и интересная книга; там деятельность Цезаря освещается в религиозном ракурсе. Не со всем согласна, но в целом впечатление неплохое. М. Грант "Юлий Цезарь, жрец Юпитера" - излишне популярная книга; ничего нового не содержит и годится только для предварительного ознакомления. Находила в ней несколько ошибок. Очень плохой перевод, как это вообще свойственно "Центрполиграфу". В. Дуров "Юлий Цезарь: человек и писатель". Книга состоит из двух частей. Про ту, где рассказывается о человеке, могу сказать то же самое, что и о Гранте. Причем ошибки там более грубые. А вот вторая часть, где говорится о литературных трудах Цезаря, мне понравилась, я оттуда узнала много нового. Впрочем, я никогда не занималась всерьез римской литературой и не могу поручиться, что там нет столь же грубых ошибок. Недавно вышла книга Корниловой "Миф о Юлии Цезаре и идея диктатуры", но найти еее в продаже практически нереально, а я все не соберусь доехать до библиотеки и отксерокопировать. Еще недавно вышла книга Петрякова "Юлий Цезарь: гений или злодей" - кажется, это что-то очень популярное, модернизаторское и нравоучительное. Однако прочитать еще не успела, только просматривала. Еще книга Чекановой про римскую диктатуру затрагивает Цезаря, но она все-таки не о Цезаре, а об институте диктатуры. Ее я тоже пока не успела прочитать.

naty knight: Спасибо, Элия. Значит, "Историю Рима" моммзена мне читать противопоказано. Учтем. :)

Aelia: naty knight пишет: Значит, "Историю Рима" моммзена мне читать противопоказано Ну не стоит так уж серьезно воспринимать мои слова. Я же вот прочитала.

naty knight: А Вы тоже симпатизируете Божественному? В таком случае, с "Истории Рима" и начнем. Я подозрительно отношусь ко всяческим панегирикам.

Aelia: naty knight пишет: А Вы тоже симпатизируете Божественному? Да. В таком случае, с "Истории Рима" и начнем. Вы знаете, я думаю, что Моммзена стоит прочитать каждому, кто интересуется Римом. Независимо от его отношения к Цезарю. Все-таки это тот фундамент, на котором построены все дальнейшие исследования. К тому же, у него очень хороший стиль.

Aurelius: Скажите, а в Олимпийских играх евреи участвовали? Если да, то с какого времени. Встречал упоминание, что участвовали.

naty knight: Вообще-то, участие в олимпийских играх с точки зрения иудаизма для еврея недопустимо. Рискну предположить, что с 200 г. до н.э., когда Иудея перешла под власть сирийцев, начались гонения на последователей иудаизма, и тогда же начался процесс эллинизации. Вполне могло быть, что наряду со сменой имен и отказа от традиций отцов, эллинизированные иудей и принимали участие в играх. Даже первосвященником был человек по имени Ясон, который распространял греческие обычаи среди служителей Храма.

Val: Говорят, что именно с желанием евреев участвовать в Олимпийских играх связано рождение пластической хирургии. Таким атлетам делали операцию по восстановлению крайней плоти.

naty knight: Val пишет: Говорят, что именно с желанием евреев участвовать в Олимпийских играх связано рождение пластической хирургии Может быть.

Izosin: К литературе о Цезаре: можно прочитать и самого Цезаря "Записки о Галльской войне", а также его продолжателей.

Digger: Val пишет: Говорят, что именно с желанием евреев участвовать в Олимпийских играх связано рождение пластической хирургии. Таким атлетам делали операцию по восстановлению крайней плоти. Пластическая хирургия существовала уже в Древнем Египте.

naty knight: Так то ж в Египте! А участие евреев в Играх дало толчок к развитию бизнесса

naty knight: Aelia пишет: Вы знаете, я думаю, что Моммзена стоит прочитать каждому, кто интересуется Римом. Независимо от его отношения к Цезарю. Все-таки это тот фундамент, на котором построены все дальнейшие исследования. К тому же, у него очень хороший стиль. Элия, хочу поблагодарить Вас за рекомендацию. Отличная книга. Штудирую третий том. Потом, наверное, начну с первого. Aelia пишет: Моммзен в "Истории Рима" написал Цезарю настоящий панегирик и идеализировал его до последней степени. Не особо идеализировал, я бы сказал. Восхищается автор Божественным. Так отношение основано на фактах.

Aelia: naty knight пишет: Не особо идеализировал, я бы сказал. Восхищается автор Божественным. Так отношение основано на фактах. Третий том - это до битвы при Тапсе (я всегда путаю у Моммзена тома с книгами)? А Вы его до конца дочитали? Основной панегирик там в конце, где Моммзен описывает мероприятия Цезаря во время его диктатуры.

naty knight: Aelia пишет: Основной панегирик там в конце, где Моммзен описывает мероприятия Цезаря во время его диктатуры. Это как раз там. Если убрать восторженные эпитеты, очень даже ничего. Третий том - от смерти Суллы до битвы при Тапсе.

Aelia: naty knight пишет: Если убрать восторженные эпитеты, очень даже ничего. Почитайте Ферреро для равновесия... Я Ферреро не люблю и отношусь к нему скептически. Тем не менее, просто любопытно, как те же самые факты можно интерпретировать совершенно противоположным образом.

naty knight: Aelia пишет: Почитайте Ферреро для равновесия. Обязательно! Действительно, интересно.

Aelia: Но с Ферреро надо быть еще осторожнее. Честно говоря, эта его идея, что Август был республиканцем и чуть ли не продолжателем дела Брута, меня приводит в ужас. Ну его. Не люблю.

naty knight: А с чего это он такие выводы делает? Август - республиканец? Хм. Ок, посмотрю.

Aelia: naty knight пишет: А с чего это он такие выводы делает? Да вот так ему кажется. Не хотел, мол Август, единовластия. А вот дорогие сограждане ему это единовластие усиленно вручали, а он от него как мог отбивался...

naty knight: Кажется? Очень интересно. А факты? Но я не могу обсуждать книгу, которую не читал. Вот завтра с утра и поглядим, что там автору еще кажется. А никому еще не показалось, что "Записки о галльской войне" не Цезарем написаны?

Aelia: naty knight пишет: Кажется? Очень интересно. А факты? С Августом проблема в том, что он был великолепным пропагандистом. И он действительно создал довольно неплохую иллюзию восстановленной республики. Поэтому те, кто желают представить его республиканцем, имеют для этого довольно неплохой материал. Впрочем, этот материал в основном имеет формально-идеологический характер. Ох, сколько же копий мы с Секстом на этом сломали... А никому еще не показалось, что "Записки о галльской войне" не Цезарем написаны? А что? Восьмая книга действительно не им написана. :)



полная версия страницы