Форум » Разное » Верные спутницы » Ответить

Верные спутницы

Бенни: В одной известной мифологии описаны всего два случая, когда женщины совершили самоубийство, чтобы отправиться в загробный мир вслед за своими любимыми мужчинами. Кто это был и почему именно они, а не другие персонажи той же мифологии? Сразу же подсказываю: у одной из этих пар имелись вероятные исторические прототипы, хотя в действительности их судьба сложилась не совсем так, как в мифе.

Ответов - 10

a_e_g: Наверное, больше двух. 1) Протесилай и Лаодамия Гигин "Мифы": 103. ПРОТЕСИЛАЙ Ахейцам было предсказано, что первый, кто коснется троянского берега, погибнет. Когда корабли ахейцев причалили и все прочие медлили, один Иолай, сын Ификла и Диомедеи, первым спрыгнул с корабля и немедленно был убит Гектором. Все назвали его Протесилаем, потому что он первым из всех погиб. Когда его жена Лаодамия, дочь Акаста, услышала, что он погиб, она, плача, просила богов, чтобы ей было позволено поговорить с ним три часа. Ей было позволено, Меркурий вывел его и она говорила с ним три часа. Когда же Протесилай опять умер, Лаодамия не смогла стерпеть скорби. 104. ЛАОДАМИЯ Когда Лаодамия, дочь Акаста, потеряла супруга и когда истекли три часа, которые она попросила у богов, она не могла перенести слез и горя. Поэтому она сделала медное изображение, похожее на ее супруга Протесилая, под предлогом священнодействий поставила его в спальне и стала почитать его. Когда на рассвете слуга принес ей яблоки для жертвоприношения, он, заглянув в щелку, увидел, что она держит в объятиях изображение Протесилая и целует его. Думая, что у нее любовник, он сообщил это ее отцу Акасту. Когда пришел Акаст и ворвался в спальню, он увидел изображение Протесилая. Чтобы она не мучилась дольше, он приказал сложить костер и сжечь статую и утварь для священнодействий. Лаодамия, не вынеся скорби, бросилась в костер и сгорела. http://annales.info/ant_lit/gigin/gigin01.htm 2) Парис и Энона (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 12, 6; Квинт Смирнский. После Гомера X 499—532) 3) Капаней и Эвадна (Еврипид, Просительницы, 980-1075) Это другая мифология ?

a_e_g: 4) Леандр и Геро

Бенни: Другая мифология, более поздняя. Что ровно два случая - утверждает один из ее знатоков. Допускаю, что он ошибается. Но в этой мифологии загробный мир устроен так, что такие случаи и должны быть более редкими, чем в других.


Рыжий: Германская мифология, а точнее - эпос: 1. Сигрун не захотела жить после того, как ее брат Даг убил ее жениха Хельги. Сигрун вошла в курган Хельги и умерла там. Вторая песнь о Хельги Убийце Хундинга//Старшая Эдда 2. Брюнхильд пронзила себя мечом после гибели Сигурда. Брюнхильд перед самоубийством уговаривала 70 своих слуг и служанок последовать за ней. Согласились только 8. Краткая песнь о Сигурде//Старшая Эдда. Реальные прототипы могли быть у Сигурда и Брюнхильд, наверное.

Бенни: Рыжий, поздравляю! Только я имел в виду, кроме Сигурда и Брюнхильд, Бальдра и Нанну. Случай с Хельги несколько иной. Дело в том, что Сигурд и Бальдр были убиты не в бою, а предательски, и поэтому попали не в Вальхаллу, а в Хель, куда путь был открыт всем, даже женщинам-самоубийцам. А частичными прототипами Сигурда и Брюнхильд по версии, приведенной в энциклопедии "Мифы народов мира", были франкский король Сигиберт I и его супруга Брунгильда. Правда, в действительности она не покончила с собой, а жила еще долго, пока с ней не расправились политические противники. Источник загадки здесь.

Рыжий: Бенни, благодарствую. Об истории Бальдра и Нанны у меня есть свое мнение, догадка, опирающаяся не на письменные источники, а на то, что я называю логикой языческой веры: До гибели Бальдра, подстроенной скандинавским трикстером Локи, Хель была местом исключительно неприятным и устрашающим, в полном смысле адом. И это было несправедливо по отношению к порядочным людям, женщинам в том числе, которые попадали туда после смерти. Подстроив попадание туда Бальдра и Нанны из рода Асов, Локи устранил эту несправедливость, создал в Хель как бы филиал Асгарда, место благого посмертия для всех, кто жил достойно, но умер не с оружием в руках. С тех пор Хель - не только ад. Несколько лет назад я написал стихотворение, в котором пресуппозировал, что знаменитый викинг Рагнар Лодброк, умерший от змеиных укусов, пребывает в Хель с Бальдром и в целом чувствует себя там неплохо, пока язычники чтут его память пирами и состязаниями: В споре турьих копий в Германарихсфьорде скальду слово молвить днесь пришла охота. Воспою-восславлю столп дружин сьяландских, чтоб в чертоге Бальдра радостен был Рагнар. В игрищах-ристаньях люди днесь сойдутся, в беге вепрей вёсел первенство оспорят, дух потешат плясом и задельем Браги, чтоб в чертоге Бальдра радостен был Рагнар. Чую, слышь-ка, дева, капищ дым священный. Огнь зажжен мужами и возносит требы в Полунощных Странах, в Винланде и в Гардах, чтоб в чертоге Бальдра радостен был Рагнар. Ведаю, и англы - князь их нечестив был - образумясь, сложат требы светлым Асам, с кубком влаги злака кликнут предкам славу, чтоб в чертоге Бальдра радостен был Рагнар. Германарихсфьордом я обозвал Севастополь.

neska: А кто такие "сьяландские дружины"?

Рыжий: Рагнар княжил на датском острове Сьяланд, ныне это Зеландия, вот его земляки и все к ним примкнувшие и есть эти самые сьяландские дружины в моем самодельном кеннинге..

Бенни: Интересное стихотворение. Только бог, своим схождением в ад облегчающий участь его обитателей, - по-моему, из другой традиции.

Рыжий: Если вы о греческой, то там был Орфей, один из множества полубогов



полная версия страницы